Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Логин:
Пароль:

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Обучение плиточников и мозаичников


Тема 25. Предвыпускная производственная практика на штатных рабочих местах на строительстве

 Учебно-воспитательные задачи: закрепление и совершенствование профессиональных и общетрудовых знаний, умений и навыков; овладение опытом квалифицированных рабочих-отделочников и высокопроизводительными методами труда; приобретение самостоятельности в выборе методов труда на строительстве, применении самоконтроля, организации рабочего места: формирование высоких моральных качеств рабочего путем активного участия в общественной жизни коллектива строителей, в социалистическом соревновании за выполнение плана, за сдачу объекта в эксплуатацию в установленные сроки и с высоким качеством работ; привитие навыков трудовой культуры; формирование профессионально важных для облицовщика-плиточника и мозаичника качеств: координации и согласованности движений при одновременной работе обеих рук, развитие глазомера и художественного вкуса (3 - 4 уровень). 

 Предвыпускная производственная практика на строительстве завершает профессиональное обучение учащихся. На ее проведение учебным планом отведено 468 ч (78 рабочих дней) на 20 - 40-й неделях 3 курса. 

 Для организации и проведения предвыпускной производственной практики разрабатывают детальную программу, рассчитанную на условия базового предприятия. Обобщая опыт многих училищ, подготавливающих облицовщиков-плиточников и мозаичников, можно рекомендовать включение в программу следующих разделов:

1. Общие положения (сроки проведения практики, фонд времени и его распределение по месяцам, приведенное время с учетом переводных коэффициентов, режим работы учащихся). 

2. Цели и задачи практики (они указаны выше, но их можно конкретизировать и дополнить). 

3. Виды работ и их содержание. Этот раздел рекомендуется изложить в виде таблицы - плана работ со следующими графами: виды работ и входящие в них операции; разряд работы (степень сложности); число часов с учетом норм времени; место проведения практики, фамилия наставника (бригадира); использование передовых методов труда, высокопроизводительных инструментов и приспособлений, средств механизации; домашние письменные и графические задания, семинары; мерорриятия, проводимые совместно с базовым предприятием. 

4. Рекомендации мастеру производственного обучения (указывается методическая и планирующая документация, программная литература, общие рекомендации по подготовке и проведению практики). 

5. Руководство практикой. Указываются фамилии руководителей: директора училища, заместителя директора, старшего мастера, мастера производственного обучения, ответственного лица базового предприятия, бригадиров, наставников. 

 Для разработки программы производственной практики в училище создается специальная группа из опытных мастеров и преподавателей спецтехнологии, которая работает под руководством заместителя директора по учебно-производственной работе и старшего мастера. К работе группы привлекают представителей базового предприятия - строительной организации, где будет проходить предвыпускная производственная практика. Программа рассматривается методической комиссией, согласовывается с руководством базового предприятия и утверждается директором училища. Программа должна быть размножена в таком количестве, чтобы снабдить ею всех лиц, ответственных за организацию и проведение практики, в том числе бригадиров и наставников. 

 Перед составлением программы предвыпускной практики мастер проводит большую подготовительную работу. Еще при прохождении последних тем программы производственного обучения на строительстве выявляет, какие умения и навыки оказались недостаточно сформированными у отдельных учащихся для получения ими установленного разряда. С этими учащимися проводит дополнительную индивидуальную работу. Заранее составляет списки учащихся с адресами их местожительства, выявляет потребности в общежитии. 

 Большое место в подготовительных работах занимает составление перечня работ, которые согласно квалификационной характеристике должны уметь выполнять облицовщик-плиточник 4-го разряда и облицовщик-мозаичник 3-го разряда с указанием норм времени для каждого вида работ с использованием ЕНиР (сборник № 8 "Отделочные работы", сборник № 19 "Полы"). 

 Успешное выполнение программы предвыпускной производственной практики в значительной степени зависит от того, насколько удачно подобраны строительные объекты и рабочие коллективы, в которых предстоит работать учащимся. Здесь играет роль не только наличие соответствующего фронта работы, но и квалификационный состав бригады, степень использования ею передовых методов и научной организации труда, а также уровень профессиональной и общественно-политической подготовки бригадира-наставника. 

 Подобранные строительные объекты должны обеспечить возможность выполнения учащимися всех видов работ, предусмотренных квалификационной характеристикой, на высоком техническом уровне. Выбирая объекты, мастер проверяет степень их технической готовности к производству облицовочных работ, условия безопасности труда, знакомит бригадиров с содержанием работ, которые должны быть выполнены учащимися, узнает, какие из них могут быть выполнены в данной бригаде, и на основании этого составляет график перемещения учащихся по видам работ. Одновременно выявляет, как будут распределены учащиеся по бригадам. 

 За месяц до предвыпускной производственной практики рекомендуется провести распределение выпускников на работу, чтобы они проходили производственную практику в тех же строительных организациях, где будут работать после выпуска. Это повысит ответственность строительной организации за проведение практики и трудоустройство учащихся. 

 Перед началом практики мастер проводит собрание группы, на котором знакомит учащихся с задачами и программой практики, с распределением учащихся по производственным бригадам, условиями работы в бригадах, режимом труда и правилами внутреннего распорядка. В первый день практики знакомит бригадиров и наставников с задачами и программой производственной практики, представляет им каждого учащегося и дает ему характеристику, вручает каждому бригадиру график перемещения учащихся по видам работ с указанием фамилии учащихся, видов работ, места и сроков их выполнения. 

 При организации и проведении практики мастер руководствуется учебной программой, Положением о производственной практике учащихся профтехучилищ, Положением о планировании производственной деятельности средних профтехучилищ, планом производственной деятельности группы, планами воспитательной работы училища и базового предприятия. 

 Основной формой руководства учебной деятельностью учащихся во время производственной практики являются инструктажи и консультации. Учитывая, что учащиеся в основном подготовлены к самостоятельному выполнению производственных заданий, вводные инструктажи можно проводить не ежедневно, а в тех случаях, когда это вызывается необходимостью (например, при переводе учащихся на новые рабочие места, при ознакомлении их с новой передовой технологией, новаторскими методами и приспособлениями, при выполнении новых сложных заданий). Периодически следует проводить вводные инструктажи с анализом качественных и количественных показателей выполненной учащимися работы и с разъяснением задач предстоящих производственных заданий. 

 Текущий инструктаж во время предвыпускной производственной практики приобретает ведущее значение. Как правило, он выражается в целевых обходах мастером рабочих мест звеньев. Задачи целевых обходов разнообразны: проверка организации рабочих мест звеньев, соблюдения требований безопасности труда, выполнения последовательности технологического процесса, правильности выполнения трудовых приемов, экономного расходования материалов, соответствия качества выполнения работ требованиям СНиП, интенсивности труда и выполнения установленных норм выработки, умения осуществлять самоконтроль и контролировать качество выполненных работ, правильности заполнения дневников и др. При разбросанности звеньев планируется на день один-два целевых обхода. 

 В период практики мастер ежедневно контролирует правильность заполнения учащимися дневников учета выполненных работ, проверяет точность произведенных обмеров. В тех случаях, когда звенья работают на разных строительных объектах и мастер не может лично проверить все дневники, он договаривается с бригадиром или прикрепленным к звену наставником о ежедневной проверке правильности записей в ученических дневниках. 

 Предвыпускная производственная практика заканчивается выполнением учащимися квалификационных (пробных) производственных работ, которые являются частью выпускных квалификационных экзаменов. Пробные работы обычно организуют на тех же стройках и в тех же бригадах, где учащиеся проходили предвыпускную производственную практику. 

 Мастер под руководством старшего мастера составляет перечень квалификационных пробных работ по следующей форме: фамилия учащегося, наименование работ, разряд, количество (м²), норма времени на 1 м² и на всю работу, место работы. Перечень согласовывается с руководством строительной организации, рассматривается педагогическим советом училища и утверждается экзаменационной комиссией. 

 Учащиеся, обучающиеся совмещенным профессиям (в данном случае облицовщик-плиточник и облицовщик-мозаичник), должны выполнять квалификационную пробу, в которую входили бы работы по каждой изучаемой профессии. 

 На основании составленного перечня каждому учащемуся выдается наряд на работу, в котором указываются содержание и разряд работы, норма времени и выработки, дата начала работы и место ее выполнения. Одновременно с выдачей наряда каждому учащемуся в присутствии одного из членов экзаменационной комиссии сообщаются условия и порядок выполнения пробной квалификационной работы. 

 Облицовочные работы выполняют звеньями, поэтому сначала один член звена выполняет основные операции, а другой - вспомогательные работы, затем они меняются местами. 

 Выполненную квалификационную работу принимает представитель строительной организации, который делает в наряде отметку о времени окончания работы и оценивает ее в соответствии с требованиями СНиП. При оценке учитывает не только качество работы и выполнение норм выработки, но и освоение учащимися высокопроизводительных способов труда, правильное использование инструментов, рациональную организацию рабочего места, соблюдение требований безопасности труда, умение планировать свою работу. 

 По окончании предвыпускной производственной практики мастер совместно с руководством строительной организации, где проводилась практика, составляет производственные характеристики на каждого учащегося - выпускника группы. В характеристике отражают результаты успеваемости учащихся по производственному обучению, прохождению производственной практики и итогам проведения квалификационной (пробной) работы. 



Ещё по теме:
Проголосовать: 
Категория: Обучение плиточников и мозаичников | (27.01.2015)
Просмотров: 1485 | Теги: плитка | Рейтинг: 0.0/0