Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Логин:
Пароль:

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Обучение плиточников и мозаичников


Тема 7. Подготовка поверхностей под облицовку и настилку полов

 Учебно-воспитательные задачи: формирование первоначальных умений выполнения приемов, входящих в операции подготовки поверхностей; воспитание навыка самоконтроля (2 уровень познавательно-практической деятельности). 

 Значение данной темы определяется тем, что операции подготовки поверхностей являются сквозными не только для всех технологических процессов, плиточных и мозаичных, но и других отделочных работ, поэтому правильно сформированные умения и навыки будут способствовать овладению учащимися в дальнейшем смежными профессиями. 

 На тему отведено 30 ч (5 уроков) на 10 - 14-й неделях обучения. По курсу спецтехнологии аналогичная тема изучается на 8 - 9-й неделях обучения, что дает возможность использовать знания учащихся на вводных инструктажах для осмысленного формирования первоначальных умений. Примерный план распределения материала темы по урокам: 

 1. Приемы подготовки кирпичных, гипсолитовых, бетонных и железобетонных поверхностей. Формирование первоначальных умений выполнения приемов насечки, срубки наплывов, очистки, удаления жирных пятен. Формирование привычек самоконтроля, ухода за инструментом и рабочим местом. 

 2. Приемы подготовки деревянных поверхностей. Формирование первоначальных умений выполнения приемов крепления гидроизоляционных материалов, натягивания металлической сетки, нанесения на сетку цементного раствора. Воспитание технологической дисциплины. 

 3. Приемы провешивания поверхностей, устройства марок и маяков, нанесение обрызга и грунта. Формирование навыков провешивания поверхностей и первоначальных умений устройства марок и маяков, набрасывания и разравнивания раствора, нанесения борозд на грунт. Воспитание навыков самоконтроля, ухода за инструментом и инвентарем, личных качеств - точности и аккуратности. 

 4. Приемы подготовки оснований под полы. Формирование первоначальных умений выполнения приемов проверки горизонтальности и геометрической формы пола, установки марок и маяков. Воспитание навыков самоконтроля, бережного отношения к инструментам, точности и аккуратности. 

 5. Приемы устройства стяжек под полы. Формирование первоначальных умений выполнения приемов устройства маяков, нанесения и разравнивания раствора по маякам, а также навыка самоконтроля. 

 Данные рекомендации рассчитаны на проведение упражнений в учебных кабинах, имеющих разные поверхности стен (кирпичную, бетонную и деревянную). Крепление гидроизоляционного материала и натягивание металлической сетки рекомендуется организовать на деревянной поверхности одной из стен кабины. На поверхности пола кабины учащиеся могут проверить его горизонтальность и прямоугольность, установить маячные плитки, устроить маяки для стяжки, нанести учебный раствор между маяками и разровнять его по маякам. 

 Основными методами формирования первоначальных умений на всех уроках темы являются объяснение и показ приемов мастером, а затем упражнения учащихся в выполнении этих приемов. Наглядные пособия: плакаты по плиточным работам, макеты, эталоны подготовленной поверхности, карты трудовых процессов, таблицы допускаемых отклонений, натуральные образцы инструментов, световые табло и плакаты по безопасности труда.

 Первый урок. На вводном инструктаже мастер объясняет значение данной темы для профессиональной подготовки (от качества подготовки оснований зависит прочность и долговечность облицовки). Необходимые знания по этой теме учащиеся приобрели уже на уроках спецтехнологии, поэтому можно поставить перед ними ряд вопросов, которые помогут сконцентрировать их внимание на задачах данного урока и вспомнить те сведения, которые необходимы для выполнения подготовительных операций: 

 1. Какие допускаются отклонения для поверхностей, которые должны облицовываться, и как проверяют наличие отклонений? 2. Почему поверхности, подлежащие облицовке плитками, необходимо предварительно подготовить? 3. Почему нельзя крепить плитки к пыльной и грязной поверхности? 4. Как очищают поверхность от пыли и грязи? 5. Как очищают бетонные поверхности от цементной пленки? 6. Почему надо удалять с поверхности жировые пятна? 7. Чем и как удаляют жировые пятна, какие требования безопасности труда при этом соблюдают? 8. Какие поверхности насекают и зачем? 9. На какую глубину делают насечку, какими инструментами и какие требования безопасности труда при этом соблюдают? 10. Как и чем удаляют большие выступы на бетонной поверхности? 11. Как и чем заделывают большие впадины? 

 Выслушав и уточнив ответы учащихся, мастер объясняет и показывает намеченные к изучению приемы. Так как дидактической задачей всех уроков темы является формирование первоначальных умений выполнять тот или иной прием, то особое внимание обращает на показ, объяснение и освоение учащимися элементов каждого приема (рабочей позы, хватки инструмента, характера движений, последовательности действий) . 

 На первом уроке учащиеся осваивают несколько сравнительно несложных приемов, поэтому мастер сначала показывает эти приемы на вводном инструктаже, а затем организует упражнения учащихся. 

 Лучшим средством воспитания у учащихся элементов культуры труда является личный пример мастера, поэтому рабочее место, инструмент, спецодежда, средства индивидуальной защиты мастера должна быть в образцовом порядке. Показывать очередной прием (например, насечки бетонной поверхности) мастер начинает с подготовки рабочего места: убирает с рабочего места все лишнее, раскладывает нужный для работы инструмент, индивидуальные средства защиты, проверяет исправность инструмента (подчеркивает необходимость этого), обращает внимание учащихся на заточку скарпелей или зубила, на правильную насадку и заклинивание молотка, на хорошо отшлифованную ручку. 

 Приемы показывает на демонстрационной стенке. Первый раз в рабочем темпе и без объяснений - это образец работы квалифицированного рабочего. Далее следует разбор приема: показывает, как держат скарпель в левой руке, а молоток в правой, какая рабочая поза наиболее удобна для данного приема и почему, под каким углом к поверхности ставят скарпель. Предупреждая ошибки, тут же объясняет, почему нельзя держать скарпель под прямым или очень острым (менее 30 ) углом. 

 Объясняя и показывая прием в замедленном темпе, обращает внимание на взаимодействие правой и левой рук. Во время поднятия правой руки с молотком вверх левой рукой совершают два движения: поворотом скарпели кистью руки отбрасывают кусочек отбитой поверхности и движением плечевого сустава перемещают скарпель на новое место. Причем в выполнении удара молотком по скарпели должны участвовать не только локтевой, но и лучезапястный сустав правой руки, что увеличивает силу удара. 

 Для развития у учащихся сенсорных навыков самоконтроля показывает, как контролируют глубину насечки: вначале на глаз, а затем - мышечными ощущениями, получаемыми от силы удара молотком по скарпели. 

 Подробно разбирает элементы приема, обосновывает требования безопасности труда, еще раз показывает весь прием в рабочем темпе. Затем проверяет, как освоили прием учащиеся: двух-трех человек (лучше звеньевых) вызывает на свое рабочее место для повторения рассмотренного приема. Повторяя прием, учащийся должен вслух комментировать свои действия. Такое "проговаривание" помогает запоминанию элементов приема. В пользу такого методического приема говорят и рекомендации физиологов. 

 Остальные приемы (срубка наплывов, очистка, удаление жировых пятен) изучают в такой же последовательности. Упражнения учащиеся выполняют на бетонной и кирпичной поверхностях стен учебных кабин. 

 К следующим урокам мастер составляет вопросник, который поможет учащимся подготовиться к изучению последующих приемов. 

 Второй урок. Для изучения последовательности приемов подготовки под облицовку деревянных поверхностей полезно иметь макет, сделанный по рис. 36 учебника, чертежи облицованной деревянной поверхности в разрезе, где видна последовательность подготовительных операций. На демонстрационном щите с деревянной обшивкой заранее набивают бруски, обеспечивающие воздушную прослойку. 

 Мастер подчеркивает важность соблюдения технологической дисциплины: ни одну из указанных подготовительных операций нельзя пропустить, не нарушив качества подготовки. При показе крепления гидроизоляционного материала обращает внимание на применяемые для этой цели гвозди, а при демонстрации способа натягивания металлической сетки - на требования безопасности труда. 

 Объясняя прием нанесения раствора на сетку, предупреждает, что намазывать раствор на сетку можно только движением лопатки снизу вверх; при другом направлении движения раствор будет падать на пол. 

 Дальнейший процесс подготовки поверхности, т. е. нанесения штукатурного намета, будет рассматриваться на следующем уроке. 

 Третий урок. С приемами провешивания поверхностей учащиеся частично познакомились при изучении предыдущей темы, поэтому на данном уроке больше внимания следует уделить устройству марок и маяков, применяемых в штукатурных работах, и приемам нанесения и разравнивания штукатурного намета (обрызга и грунта). 

 Для показа приемов устройства марок и маяков можно применить гипсовый раствор, который быстро схватывается и твердеет. Сразу после вводного инструктажа учащиеся выполняют упражнения по устройству марок и маяков. За время упражнений гипсовый раствор приобретет прочность, достаточную для того, чтобы можно было продолжить вводный инструктаж и показать приемы нанесения и разравнивания учебного раствора по маякам. 

 Показывая приемы набрасывания раствора, мастер обращает внимание учащихся на характер и силу броска раствора: в броске участвует не вся рука, а лишь ее кисть (лучезапястный сустав), и сбрасывание раствора со штукатурной кельмы происходит по закону инерции в момент торможения - остановки движения кисти руки. Нужно научиться контролировать силу броска по своим ощущениям: при слабом взмахе руки раствор не долетает до поверхности, при излишне сильном - отскакивает от нее. В том и другом случае будет иметь место непроизводительный расход раствора. 

 Воспитывая аккуратность и бережное отношение к инструменту, мастер подчеркивает необходимость тщательно очищать инструмент и инвентарь (ящики, ведра) после работы от раствора. 

 После второй части вводного инструктажа учащиеся упражняются в нанесении обрызга и грунта между маяками и разравнивании грунта по маякам. 

 Четвертый и пятый уроки. Посвящены изучению приемов подготовки оснований под полы. Со многими из этих приемов учащиеся познакомились при подготовке вертикальных поверхностей, но здесь существенно меняется рабочая поза. 

 На этих уроках мастер больше внимания уделяет проверке горизонтальности основания или заданного уклона, устройству маяков, сплошного выравнивающего слоя и стяжки с учетом возможностей учебной мастерской. 

 Во время упражнений и текущего инструктажа мастер обходит рабочие места звеньев, проводит индивидуальную работу с учащимися, которым трудно дается выполнение того или иного приема. Обращает внимание на правильное использование контрольно-измерительных инструментов. 

 В заключительной части пятого урока анализирует результаты упражнений, выполненных учащимися на всех уроках темы, выявляет хорошо и слабо освоенные приемы, вскрывает причины слабого усвоения и дает по этим приемам дополнительный инструктаж. 

 При выставлении оценок по теме учитывает активность учащихся на вводных инструктажах, а также точность, аккуратность в работе, умение контролировать свою работу, выполнение требований безопасности труда. 

 Задание на дом: повторить материал о приготовлении растворов и мастик, изученный на уроках спецтехнологии. 



Ещё по теме:
Проголосовать: 
Категория: Обучение плиточников и мозаичников | (22.01.2015)
Просмотров: 2426 | Теги: плитка | Рейтинг: 0.0/0