Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Логин:
Пароль:

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Обучение плиточников и мозаичников


Тема 10. Устройство полов из бетонных и мозаичных плит размером 300х300, 400х400, 500х500

 Учебно-воспитательные задачи: формирование первоначальных умений и навыков по выполнению операций подготовки основания, организации рабочего места, подготовки материалов (2 уровень познавательно-практической деятельности); освоение процесса настилки бетонных и мозаичных плит (3 уровень). 

 Инструменты, приспособления и инвентарь к теме 10 (в скобках указано количество на звено): отвес 0 - 200 (1), правило (1), шпатель (1), молотки (2), скарпель (2), лопатка (3), металлическая гладилка (1), совковая лопата (1), ручной совок (1), мягкий веник (1), строительный уровень (1), шнур длиной 20 м (3), складной метр или рулетка (1), стальная отрезовка (3), сокол (2), зубило (2), абразивный брусок (2), окамелок (2), лейка (1), ведро (2), сито для просеивания цемента (1), угольник (2), линейка длиной 1 м (1), водяной уровень (1), деревянный полутерок (1), станок для резки бетонно-мозаичных плит (1), двухколесная тележка со сменными контейнерами (1), хлопуша для осаживания ковриков (1). 

 В процессе обучения у учащихся воспитываются бережное отношение к материалам и инструментам, культура труда, формируются навыки само- и взаимоконтроля. 

 Дидактическая задача темы - ознакомление с материалами и инструментами; формирование первоначальных умений подготовки поверхности оснований, подготовки материалов, настилки бетонных и мозаичных плит, отделки поверхностей; ознакомление с требованиями безопасности труда. 

 Особенность изучения данной темы по сравнению с ранее изученными - работа с крупноразмерными плитами. При изучении темы в мастерской встречается ряд трудностей из-за небольшого фронта работ и крупных размеров плит. Мастер должен продумать методику обучения и обеспечить учащихся фронтом работ. 

 На изучение темы отводится 72 ч (12 уроков). Материал темы целесообразно распределить на семь подтем, каждая из которых имеет свою дидактическую задачу: 

 1. Организация рабочего места. Подготовка материалов и инструментов (6 ч). Формирование первоначальных умений организации рабочего места, подготовки инструментов, приспособлений, материалов. 

 2. Вынесение отметки покрытия пола. Устройство маяков (12 ч). Формирование первоначальных умений по вынесению отметки покрытия пола и устройству маяков. 

 3. Раскладка плит по плану помещения, установка шнура-причалки (6 ч). Формирование первоначальных умений и навыков по раскладке крупноразмерных бетонно-мозаичных плит, установке и закреплению шнура-причалки. 

 4. Устройство бетонной подготовки и цементной стяжки (6 ч). Совершенствование первоначальных умений устройства бетонной подготовки, цементной стяжки. 

 5. Укладка бетонно-мозаичных плит на раствор (18 ч). Формирование первоначальных умений и навыков укладки бетонно-мозаичных плит на раствор без рисунка. 

 6. Укладка бетонно-мозаичных плит с рисунком на раствор. Разделка швов между бетонными и мозаичными плитами (18 ч). Формирование первоначальных умений и навыков укладки бетонно-мозаичных плит на раствор без рисунка. Формирование и совершенствование первоначальных умений и навыков укладки бетонно-мозаичных плит с рисунком на раствор. Совершенствование умений разделки швов между бетонно-мозаичными плитами. 

 7. Итоговое контрольно-зачетное занятие (6 ч). Проверка сформированности первоначальных умений и навыков по теме. 

 Основными методами на уроках по формированию первоначальных умений устройства полов из бетонных и мозаичных плит являются упражнения учащихся в освоении приемов с предшествующим их показом, объяснением, беседой. 

 Подтема 1. Путем беседы ознакомить учащихся с темой, ее значением, рассказать об экономической эффективности облицовки поверхностей крупноразмерными плитами. Учитывая знания учащихся по спецтехнологии, мастер задает ряд вопросов и просит сопровождать ответы показом образцов и записями на доске. 

 1. Назовите размеры и виды бетонно-мозаичных плит. 2. Укажите преимущества бетонно-мозаичных плит перед керамическими. 3. В чем заключаются достоинства и недостатки этих плит? 4. Где используются бетонно-мозаичные плиты? Перечислите требования безопасности при работе с ними. 

 Учащиеся выполняют упражнения по звеньям из 3 - 4 человек. 

 Для проверки подготовки материалов и инструментов к работе рекомендуется задать следующие вопросы: 

 1. Перечислите контрольно-измерительные инструменты, необходимые для выполнения плиточных работ. 2. Перечислите и покажите рабочие инструменты плиточника. 3. Какие из перечисленных инструментов не нужны для настилки бетонно-мозаичных плит? 4. В чем сложность заготовки неполномерных бетонно-мозаичных плит? 

 Процесс резки бетонных и мозаичных плит мастер показывает сначала в рабочем, а потом в замедленном темпе на станке и вручную, акцентируя внимание учащихся на требованиях безопасности труда. 

 Требования к организации рабочего места демонстрирует на щите-тренажере (лучше с магнитным устройством) и просит учащихся ответить на вопросы: что такое рабочее место; каково значение правильной организации рабочего места; какие требования в соответствии со СНиП предъявляются к рабочему месту плиточника. 

 Говоря об организации труда и рабочего места, подчеркивает особенности работы в мастерской (на малых площадях) и при обучении на строительстве: в мастерской каждое звено выполняет фронтально все циклы устройства пола из бетонных и мозаичных плит, а на строительстве возможно рационально применить поточно-кольцевой метод, использование которого повышает производительность труда, обеспечивает само- и взаимоконтроль и повышает чувство ответственности за выполненную работу. Для предупреждения типичных ошибок задает учащимся вопросы: 

 1. Какова наименьшая ширина полосы плиты должна быть при перерубке вручную? (Не менее 10 см.) 2. Под каким углом к поверхности располагают скарпель при перерубке арматуры плиты? (При ответе на этот вопрос учащиеся должны указать, что скарпель следует держать в левой руке, этот инструмент нельзя располагать под углом 90 к поверхности или менее 30.) 3. Как должно быть освещено рабочее место? (Источник света не должен давать тени.) 

 Мастер комментирует ответы учащихся с показом правильных приемов. Затем показывает процесс перерубки узкой полосы плиты вручную: проводит риску, делает начальный надруб с обеих сторон плиты скарпелью, а затем зубилом перерубает сначала арматуру, а потом всю толщину плиты (отходы необходимо убрать сразу по окончании работы). 

 Подтема 2. Рекомендуется продемонстрировать вынесение отметки чистого пола с помощью водяного уровня (см. рис. 3). На рабочем чертеже вертикального разреза помещения даны отметки. Сначала мастер сам выполняет эту работу, а затем предлагает нескольким учащимся выполнить ее самостоятельно. 

 Если мастерская оснащена нивелиром, целесообразно повторить с учащимися знания, полученные при изучении темы 7 по спецтехнологии (назначение и устройство нивелира и приемы работы с ним). Упражнения по вынесению отметки чистого пола мастер проделывает вместе с учащимися. 

 Устройство марок и маяков (учащиеся изучали по темам 7 и 9) на вводном инструктаже следует лишь повторить (что такое марки и маяки, каково их назначение, при выполнении каких работ их применяют) . 

 Особое внимание мастер обращает на выполнение марок из чистого гипсового теста размером 10х10 см и высотой немного больше уровня чистого пола, чтобы после осаживания плитки уровень совпал с проектным. 

 Маяки из гипсового раствора с накладкой на него керамических плиток учащиеся выполняют под наблюдением мастера, который контролирует расстояние между маяками (по техническим условиям оно должно быть не более 2 м). В мастерской должна висеть таблица с изображением типичных ошибок при выполнении марок и маяков.

 Дома учащиеся должны продумать и вычертить на бумаге свое рабочее место (в плане) с раскладкой на нем плит. Выполнение домашнего задания способствует развитию активности учащихся, творческому подходу и ответственности за порученное дело. 

 Подтема 3. В теоретическом плане эта подтема не вызывает у учащихся особых затруднений, но практическое выполнение заданий требует особой сноровки. Вводный инструктаж мастер начинает с проверки домашнего задания. 

 Карточки-чертежи, на которых учащиеся изобразили раскладку плит, откорректированные мастером и самими учащимися, могут служить заданиями для последующих упражнений.

 Поскольку плиты к рабочему месту чаще всего переносят вручную (на тачках или носилках), необходимо обратить внимание учащихся на приемы подъема, укладки и переноски плит. Так как все звенья одновременно выполняют эту работу, процесс движения учащихся с грузом должен быть организован. 

 Так как плиты укладывают по шнуру в направлении на себя, то натягиванию шнура-причалки предшествует определение ширины первого ряда плит вдоль стены, от которой и натягивается шнур. 

 Вначале мастер показывает учащимся технологию раскладки плит. Раскладку плит первоначально осуществляют насухо. Учитывая массу плиты, ее берут два человека (мастеру помогают учащиеся), подносят к месту укладки, опускают до момента касания поверхности ребром и аккуратно укладывают на раствор. 

 Процессу укладки плит предшествуют их сортировка и проверка ровности кромок, что впоследствии будет определять качество разделки швов. 

 В конце вводного инструктажа мастер сообщает, что в процессе упражнений по укладке плит учащиеся могут изменить рисунок, если придут к выводу, что он не отвечает условиям экономии материалов (большое число резаных плит) или неэстетичен. 

 Подтема 4. На вводном инструктаже мастер рассказывает о процессе устройства бетонной подготовки и цементной стяжки. Устройство основания учащиеся уже изучали по спецтехнологии (темы 5 и 6), производственному обучению (тема 7) и на уроках материаловедения (темы 3 - 6). Мастер подчеркивает влияние качества подготовки основания на характеристику конечной продукции и сроки ее выполнения. 

 Горизонтальность основания проверяют двухметровой рейкой с уровнем типа УС1-300 или УС2-700. Соблюдение технических условий при подготовке основания - необходимое условие выполнения работ. 

 С учащимися целесообразно провести беседу по следующим вопросам: 

 1. Какой просвет допускается между поверхностью подготовки и рейкой в соответствии с техническими условиями? 2. Каковы способы очистки поверхности бетонных плит? 3. Какие требования техники безопасности следует соблюдать при работе с ударными инструментами? 4. На какую глубину делается насечка бетонного основания? 5. С помошью каких инструментов или инвентаря увлажняют поверхности? 6. Почему недопустимы скопления воды при увлажнении? 

 Выполнение цементной стяжки мастер демонстрирует на щите-тренажере и еще раз обращает внимание учащихся на экономический фактор (большую потребность цемента в народном хозяйстве, его стоимость). Раствор наносит лопаткой, разравнивает, заглаживает и нацарапывает (ромбической сеткой). 

 Процесс выполнения цементной стяжки состоит из четырех циклов: очистка поверхности от грязи и пыли, заделка выбоин, впадин и других западающих мест пластифицированной эмульсией ПВА 7%-ной концентрации; нанесение грунтовки; шпатлевание цементно-песчаным раствором состава 1:3 (широким шпателем с сокола); заглаживание поверхности шпателем. Указанные операции учащиеся повторяют за мастером на щите-тренажере. Практические упражнения они будут выполнять с учебным раствором. 

 Методика проведения вводного инструктажа остальных подтем аналогична описанной (беседа с показом плакатов и образцов, приемов укладки плит на раствор). 

 Подтема 5. На вводном инструктаже мастер демонстрирует щит с изображением всех циклов технологического процесса укладки бетонных и мозаичных плит и приемов работы. Для подготовки к последующей работе учащиеся должны ответить на следующие вопросы: 

 1. Что должен учесть рабочий-плиточник перед укладкой цементных и мозаичных плит? Как эти плиты называются в технической литературе? 2. Какой инструмент необходим для данной работы? 3. Какие технологические процессы предшествуют укладке бетонно-мозаичных плит на пол? 4. Как лучше расставить плиточников на рабочем месте? 5. Какие факторы определяют качество выполненной работы по укладке бетонных и мозаичных плит? 6. Как готовят основание при устройстве пола из бетонных и мозаичных плит? 

 Ответы на поставленные вопросы позволят определить степень усвоения пройденного учебного материала. Если какой-либо вопрос вызовет затруднения, мастер разъясняет его или даже показывает, как выполнять соответствующие операции. 

 Укладка бетонных и мозаичных плит.без рисунка и с рисунком осуществляется по одному методу. Разница заключается в способах сортировки плит и раскладки их на рабочем месте. Предварительно рисунок (порядок раскладки плит) наносят на план пола помещения. 

 На подготовленной поверхности с помощью лопаты расстилают, разравнивают и заглаживают раствор слоем примерно 20 мм. Каждую плиту поднимают и осторожно опускают на раствор двое учащихся. Мастер с помощью учащегося берет плиту, подносит к поверхности пола, опускает ребром на раствор, а затем всей тыльной плоскостью. При этом обращает внимание на то, что соприкосновение плиты с раствором должно быть плавным, без рывка, чтобы не разбрызгивался раствор. 

 Первый ряд плит укладывают от угла стены по шнуру-причалке в направлении "на себя". Прием укладки плит показывают учащиеся одного звена под руководством мастера, что способствует активизации всей группы. Другое звено проверяет правильность укладки правилом с уровнем (которое опирают на маяки и проверяемые плиты) и ширину швов между плитами (должна быть не более 3 мм). 

 В том же порядке укладывают последующие ряды. Мастер обращает внимание учащихся на организацию работы. Частая переноска плит с места на место, смещение плит от линии причалки тормозят работу. 

 Подтема 6. Последний урок посвящен разделке швов между бетонными и мозаичными плитами. Он завершает изучение способов устройства полов из цементных и мозаичных плит. 

 Мастер демонстрирует таблицу допусков в соответствии с техническими условиями (отклонение швов от прямой линии не должно превышать 10 мм на 10 м длины ряда). Заполнение швов раствором состава 1:1 (цемент : мелкий песок) учащиеся демонстрируют на щите-тренажере самостоятельно, так как данное упражнение они уже выполняли при изучении темы 9 производственного обучения и темы 8 спецтехнологии. Они определяют также количество материалов, необходимое для заделки швов в бетонных и мозаичных плитах. 

 Мастер напоминает, что швы заполняют после того, как раствор затвердел и приобрел прочность, а затем задает вопросы по их обработке: как обрабатывают швы между плитами; для чего их протирают влажными опилками, ветошью и промывают водой. 

 На итоговом контрольно-зачетном уроке определяется степень усвоения учащимися изучаемой темы. С этой целью звеньевым выдаются карточки-задания: 

Карточка-задание 

1. Наименование работы и ее цель: выполнить облицовку пола плитами размером............. с прослойкой из.......... раствора состава........... на площади.................... м². 
2. Материалы и их количество ...................
3. Оборудование...................... 
4. Инструменты...................... 
5. Техническая документация.............,.... 
6. Проверка качества работы: 
 геометрические размеры помещения............ 
 горизонтальность поверхности пола (отклонения) .................
 ровность и ширина швов между плитами...................... 
 качество поверхности плит................................ 
7. Время выполнения работы по ЕНиР .......... фактическое........... 

8. Примечание. Учащиеся выполняют работу по технологии, указанной в технологической карте. Выполняет работу и заполняет карточку-задание звено из трех человек. 

 Мастер производственного обучения....................... 

 Контролирует выполнение задания и принимает его мастер вместе с советом звеньевых. Всем учащимся сообщают результаты выполненных заданий с их анализом. 



Ещё по теме:
Проголосовать: 
Категория: Обучение плиточников и мозаичников | (22.01.2015)
Просмотров: 4429 | Теги: плитка | Рейтинг: 0.0/0