Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Логин:
Пароль:

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Обучение плиточников и мозаичников


Обучение на строительстве

 С переводом группы для продолжения производственного обучения на строительный объект начинается второй, основной этап формирования у учащихся профессиональных и общетрудовых умений и навыков. Изменение характера и условий учебного труда ставит перед мастером новые учебно-воспитательные задачи и обязывает его правильно определить формы и методы организации учебного процесса на строительстве. Основными учебно-воспитательными задачами при обучении на строительстве являются: 

 дальнейшее формирование навыков выполнения трудовых приемов на основе ранее приобретенных первоначальных умений и навыков; 

 освобождение сформированных действий по выполнению приемов от лишних движений, внесение в них элементов слитности, ритмичности и скорости; 

 развитие глазомера, ловкости, наблюдательности, подвижности; 

 формирование умений и навыков последовательного выполнения операций технологических процессов плиточных и мозаичных работ; воспитание самостоятельности и технологической дисциплины, развитие технического мышления; 

 формирование общетрудовых умений и навыков: планирования предстоящей работы, организации труда и рабочего места, осуществления самоконтроля и взаимоконтроля, определения качества и количества выполненных работ, выявления брака и неисправности в работе механизмов, установления причин брака и неисправностей; развитие мыслительной деятельности и личных профессионально важных качеств: сообразительности, вдумчивости, организованности, предусмотрительности, требовательности к себе; 

 на основе участия в общественно-полезном труде воспитание трудовой дисциплины, коммунистического отношения к труду, бережного отношения к социалистической собственности, формирование моральных качеств учащихся. 

 Чтобы обеспечить нормальную организацию учебного процесса, направленную на решение указанных учебно-воспитательных задач, мастер перед переходом группы на строительный объект проводит ряд мероприятий. Прежде всего составляет перечень учебно-производственных конкретных работ, которые должны быть выполнены учащимися по каждой теме (как правило, на полугодие) на строительстве с учетом формирования умений и навыков, предусмотренных темами программы. Перечень обсуждается на методической комиссии и утверждается директором училища или заместителем директора по учебно-производственной работе. 

 На основе этого перечня мастер подбирает объекты для учебно-производственной деятельности учащихся, которые должны отвечать требованиям программы производственного обучения (нормальные условия труда, необходимый для обучения фронт работы). 

 Размеры учебно-производственного участка (фронта работы) должны обеспечивать возможность выполнения всеми звеньями учебно-производственных работ, указанных в перечне, с учетом ученических норм. 

 Чтобы определить фонд учебного времени на производственную деятельность группы, мастер должен знать, что на учебно-производственные работы учащихся, подлежащие нормированию, отводится не все время, отпущенное учебным планом на данную тему, а лишь то, которое должно быть затрачено учащимися на производительный труд, т. е. из общего количества часов, отведенных на тему, нужно вычесть время, которое предполагается использовать на вводные и заключительные инструктажи, а также на тренировочные упражнения, если они запланированы перспективно-тематическим планом. На проведение вводных и заключительных инструктажей (при прохождении операционных и первых комплексных тем) отводится 12 - 20% времени, предусмотренного на изучение всей темы. Предположим, что на тему учебным планом отведено 120 ч, мастер считает целесообразным выделить на инструктаж 20 ч, следовательно, на производительный труд каждого учащегося остается 120 - 20 = 100 ч, а на группу 30 человек 3000 чел.-ч. Если эту сумму разделить на ученическую норму времени, выведенную, например, для облицовки 1 м поверхности, то в результате получится площадь, которую предстоит облицевать данной группе за отведенное ей по программе время, т. е. будут определены размеры фронта работ. 

 При обучении на производстве целесообразно сохранить руководящую роль мастера в учебно-воспитательной работе. Это возможно в том случае, если для обучения группы будет выделен самостоятельный учебно-производственный участок (например, участок, включающий санузлы всех квартир, расположенных по одной лестничной клетке). При этом может сохраняться фронтальное выполнение учебно-производственных работ. 

 В тех случаях, когда по условиям производства это невозможно, хорошие результаты дает включение отдельных звеньев учащихся в бригады взрослых рабочих облицовщиков-плиточников и мозаичников. Такую форму иногда приходится применять при обучении учащихся отдельным редко встречающимся видам работ (например, облицовка колонн, ступеней лестничных маршей). Прикрепление звеньев учащихся к бригаде взрослых рабочих полезно и для освоения передовых методов труда (например, укладки плиток с применением сложных шаблонов). 

 При выполнении ремонтных работ целесообразно группу учащихся разбить на ученические бригады (или укрупненные звенья), каждая из которых будет выполнять учебные производственные работы на отдельном участке. 

 Каждая из этих форм организации учебно-производственной деятельности учащихся на строительстве имеет свои положительные и отрицательные стороны. Как показала практика, для успешного формирования умений и навыков, запланированных в первых темах программы производственного обучения на строительстве, лучшей является фронтально-групповая форма, которая предусматривает обучение учащихся на отдельном учебно-производственном участке. 

 Мастер проверяет готовность отведенного для производственного обучения участка к производству намеченных облицовочно-плиточных работ и соответствие условий работы на нем требованиям безопасности труда, наличие комнаты-бытовки для проведения вводных и заключительных инструктажей, хранения спецодежды, инструментов, учебных пособий и технологической документации, принимает участие в заключении договора училища с администрацией строительной организации. В договор должны быть включены пункты о своевременном обеспечении учащихся материалами, инструментами, механизмами и инвентарем, спецодеждой и индивидуальными средствами защиты, предусмотренными положением о безопасности труда, о своевременном оформлении нарядов и оплате труда трудящихся. 

 Успех обучения на строительстве во многом зависит от правильного планирования учебной работы. Основными документами по планированию производственного обучения группы являются перечень учебно-производственных работ по профессии, план производственного обучения группы, перспективно-тематический план, план урока производственного обучения. 

 О перечне учебно-производственных работ уже говорилось выше. В плане производственного обучения группы, который составляют на месяц, указывают время в часах на инструктажи, упражнения и производительную деятельность, переводной коэффициент и приведенное время, которое получается в результате деления времени, отведенного для производительной деятельности, на переводной коэффициент. Фонд приведенного времени принимается за основу при расчете объема работ, которые должны выполнить учащиеся. 

 Нормирование учебных работ имеет стимулирующее значение в обучении и воспитании учащихся, так как ученические нормы выработки на каждый вид работы постепенно увеличиваются, что заставляет учащихся ценить фактор времени и не только совершенствовать навыки, но и стремиться применять более рациональные приемы. 

 В каждом училище имеются таблицы переводных коэффициентов для перевода рабочих норм времени в ученические с учетом годов и месяцев обучения и разряда выполняемых работ. Молодому мастеру производственного обучения рекомендуется переписать таблицу переводных коэффициентов и пользоваться ею при составлении плана производственного обучения и при выдаче нарядов звеньям. Еще лучше, если мастер заранее составит таблицу норм выработки учащихся на все виды предстоящих работ с учетом изменяющегося по срокам обучения переводного коэффициента. 

 Перспективно-тематический план мастер составляет в одном экземпляре на каждую тему и может его использовать в течение нескольких лет при условии внесения в него соответствующих корректив. Форму и содержание плана определяет сам мастер, но рекомендуется не копировать другие планирующие документы, в том числе и план урока. 

 При обучении на строительстве, когда не соблюдается форма урока, разбивку материала темы можно производить по подтемам, операциям технологического процесса или по рабочим дням. 

 Перспективно-тематический план должен вносить системность в процесс производственного обучения, поэтому в нем важно отразить связи выполняемых учащимися приемов, операций или процессов с ранее изученными операциями и процессами, со знаниями, приобретенными по теоретическим предметам, зависимость формирования умений и навыков от материально-технического оснащения занятий и применения прогрессивных методов труда, инструментов и приспособлений. 

 Определенной формы плана урока производственного обучения нет, это помогает избежать формализма в составлении плана. Содержание плана зависит от условий, в которых будет происходить процесс производственного обучения (фронтально на одном учебно-производственном участке, в ученических бригадах или звеньях на разных участках, в бригадах взрослых рабочих). Постоянными в нем остаются такие элементы занятия, как организационная часть, вводный инструктаж, выполнение учащимися учебно-производственных заданий, текущий инструктаж, приемка работ и выставление оценок, заключительный инструктаж. Примеры планов работы мастера с группой на день приведены далее в.методических указаниях по некоторым темам программы. 

 При комплектовании ученических звеньев следует стремиться к однородности их состава, учитывая особенности учащихся: физическое состояние, характер, способности, уровень успеваемости. Звеньевыми рекомендуется назначать учащихся, обладающих организаторскими способностями и зарекомендовавших себя с положительной стороны во время обучения в мастерской. Полезно один-два раза в неделю проводить с ними дополнительные занятия: объяснять содержание предстоящих работ, показывать новые приемы, учить работать с людьми. Роль звеньевого особенно возрастает при разбросанности звеньев по этажам здания, а иногда и по отдельным строительным объектам. 

 Методы производственного обучения на строительстве должны стимулировать мыслительную деятельность и самостоятельность учащихся в выполнении учебно-производственных работ, что соответствует 4 уровню познавательно-практической деятельности учащихся. Следует максимально использовать опыт передовиков производства и наставников, по возможности приглашать их для показа и объяснения передовых методов работы на вводных инструктажах. 

 На вводных инструктажах, которые в производственных условиях должны быть по возможности краткими, четкими, деловыми, рекомендуется вместо обычного опроса (вопрос - ответ) чаще практиковать постановку перед учащимися какой-то одной практической задачи (проблемы), а они должны сами определить, какие знания требуются для ее решения. Такой инструктаж лучше проводить в форме беседы. 

 Для развития самостоятельности рекомендуется предоставить звеньям возможность самостоятельно планировать предстоящую работу, организовывать рабочее место с учетом требований безопасности труда, осуществлять взаимопроверку выполненных работ, изучать передовые приемы облицовочных работ, выполнять работу по инструкционно-технологическим картам.

 Объяснение и показ мастера сохраняют свое место в инструктажах, особенно в тех случаях, когда должны быть изучены новые трудовые процессы, приемы выполнения которых не рассматривались в мастерской (облицовка колонн, откосов, настилка полов с уклонами и трапами, устройство бесшовных полов). 

 В условиях обучения на строительстве, где учащиеся получают большую самостоятельность, повышается роль текущих инструктажей. Во время текущего инструктажа мастер наблюдает за работой каждого с целью проверки формирования личных профессиональных качеств: ловкости в выполнении ручных приемов, подвижности, развития глазомера, точности и аккуратности в работе, организованности, вдумчивости и сообразительности, умения контролировать свои действия. Отставание в формировании необходимых качеств будущего плиточника-облицовщика говорит о необходимости провести с отстающими дополнительную индивидуальную работу. 

 Некоторые мастера при составлении планов уроков на вводный инструктаж, как правило, отводят 45, а на заключительный - 15 мин. Между тем некоторые вводные инструктажи (например, в начале изучения темы, с участием передовиков производства или наставников) требуют больше времени, а некоторые (инструктаж к занятию, на котором продолжается начатая ранее работа) меньше (10 - 15 мин). Поэтому время на инструктаж следует отводить с учетом его содержания и следить только за тем, чтобы общее время, затраченное по теме на инструктажи, совпало со временем, запланированным в плане производственного обучения группы. 

 Большое значение при обучении на строительстве приобретают умения учащихся осуществлять самоконтроль на всех стадиях выполнения учебно-производственного задания. Основные методы самоконтроля и приемы пользования контрольно-измерительным инструментом учащиеся должны были освоить при обучении в мастерской. На строительном объекте, где они осваивают уже не отдельные приемы, а технологические процессы в целом и где к качеству выполнения учебно-производственных заданий предъявляются жесткие требования, самоконтроль - обязательная часть задания, рассчитанная на самостоятельную умственную и практическую деятельность учащихся. 

 Плиточные работы, особенно операция укладки плиток на место, требуют точности выполнения и, следовательно, постоянного контроля за правильностью положения каждой плитки в общей плоскости облицовки (без западов, выступов и перекосов), за точным направлением и размерами швов. По мере обучения происходит "срастание" навыков самоконтроля с приемами выполнения трудовой операции (в данном случае с операцией укладки плиток на место). 

 На сложные трудовые процессы мастеру рекомендуется разрабатывать специальные карты с указанием объекта и способа самоконтроля. Карты утверждает методическая комиссия. Кроме того, указания по самоконтролю надо включать в инструкционно-технологические карты для выполнения заданий по первым темам программы, изучаемым на строительстве. 

 Необходимое условие правильного осуществления контроля готовой облицовки, плиточного, мозаичного или бесшовного покрытия пола - твердое знание учащимися требований СНиП к каждому виду покрытий. Эти требования включают в каждую инструкционно-технологическую карту, вывешивают в виде плаката в помещении, где проходят вводные инструктажи, предлагают учащимся для повторения в качестве домашних заданий. 

 Наряду с общей оценкой качества выполненных учебно-производственных работ на строительстве следует продолжать практику применения поэлементной оценки труда. При обучении в мастерской за оцениваемый элемент принимались трудовые приемы, а при обучении на строительстве - каждая операция изучаемого технологического процесса. Учитывая необходимость формирования в этот период обучения скоростных навыков, рекомендуется наряду с оценкой умений отмечать выполнение звеном ученических норм. 



Ещё по теме:
Проголосовать: 
Категория: Обучение плиточников и мозаичников | (24.01.2015)
Просмотров: 2744 | Теги: плитка | Рейтинг: 0.0/0