Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Логин:
Пароль:

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Обучение плиточников и мозаичников


Тема 11. Устройство полов из карт ковровой мозаики

 Учебно-воспитательные задачи: формирование первоначальных умений и навыков устройства полов из карт ковровой мозаики, организации рабочего места, подготовки материалов и инструментов;формирование навыков безопасного труда; воспитание бережного отношения к материалам, инструментам, оборудованию, ответственности за порученное дело; контроль за соблюдением трудовой дисциплины, организация товарищеской взаимопомощи. 

 Учебный материал темы позволяет ознакомить учащихся с индустриальными методами в плиточных работах, дать представление о способах облегчения труда и повышения его производительности при одновременном повышении экономической эффективности работ. На изучение темы отводится 36 ч (6 уроков): 

 1. Экскурсия на керамический завод. Формирование понятий о технологическом процессе изготовления карт ковровой мозаики как безотходном производстве и об использовании карт при облицовке полов. 

 2. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления. Требования безопасности труда при устройстве полов из карт ковровой мозаики. Формирование умений и навыков организации рабочего места; ознакомление с инструментами, приспособлениями, применяемыми при настилке карт ковровой мозаики, с требованиями безопасности. 

 3. Вынесение отметок от репера с помощью водяного уровня; устройство временных марок и маячных рядов. Сортировка и подбор карт и фриза по рисунку с укладкой в штабеля. Формирование навыков и умений выполнения операций вынесения от-меток чистого пола от репера, устройства временных марок и маячных рядов. Формирование первоначальных навыков и умений по сортировке и подбору карт и фриза по рисунку с укладкой их в штабеля на рабочем месте. 

 4. Натягивание шнура-причалки вдоль помещения. Укладка раствора для прослойки, разравнивание постели, припорашивание сухим цементом, укладка карт фризового ряда. Совершенствование умений натягивания шнура-причалки вдоль помещения, расстилания раствора для прослойки и его разравнивания, припорашивания сухим цементом; формирование первоначальных навыков и умений укладки фризового ряда из карт ковровой мозаики. 

 5. Укладка карт ковровой мозаики основного фона со вставкой клиньев для образования шва. Формирование первоначальных навыков и умений укладки карт основного фона со вставкой клиньев для образования швов одинакового размера. 

 6. Уход за полами, проверка качества полов из карт ковровой мозаики. Формирование первоначальных навыков и умений разделки швов, ухода за полами, определения качества конечной продукции. 

 Задачи первых двух уроков решаются на 1 уровне познавательно-практической деятельности учащихся, остальных - на 2 уровне. 

 При изучении данной темы следует использовать знания об устройстве полов из карт ковровой мозаики, полученные на уроках спецтехнологии. 

 В процессе изучения темы учащиеся впервые столкнутся с настилкой полов картами ковровой мозаики длиной 945; 1215; 1320; 1373 мм, шириной 260 мм при ширине шва 5 мм; длиной 724 мм, шириной 412 мм при ширине шва 4 мм. Такие размеры создают у учащихся ряд трудностей при сортировке, транспортировке и укладке ковров. 

 Инструменты и оборудование (в скобках количество на звено): лопатка обыкновенная (2) и прямоугольная (2), отрезовка (1), гладилка (1), отвес массой 150 г (1), резиновый шпатель (2), хлопуша (1), брусок (1), окамелок (2), пазовый уплотнитель (1), рулетка длиной 2 м (1), молоток (1), клещи (1), уровень (1), стальной угольник (2), ножовка (1), ножницы (2), растворный ящик (1), сито для цемента (1), шнур (1), ящик для инструмента (1), наколенники (6). 

 Материалы: карты 250х125 мм (уменьшенные) - 20 шт., раствор (учебный) - 0,2 м³, опилки - 0,1 м³, ветошь, вода. 

 В процессе выполнения задания учащиеся должны пользоваться технической документацией. 

 В подготовке к изучению темы мастеру помогают звеньевые, что способствует развитию у них технико организационного мышления. 

 При проведении вводных инструктажей на первых четырех уроках мастер опирается на знания, полученные учащимися ранее (сведения об инструментах и приспособлениях, определение горизонтальности уровня поверхностей, отметки чистого пола, устройство марок и маяков). Акцентирует внимание лишь на особенностях выполнения отдельных операций, для чего показывает приемы работы в рабочем и замедленном темпе. 

 Для ознакомления с технологией изготовления карт ковровой мозаики целесообразно на первом уроке организовать экскурсию на керамический завод (откуда карты ковровой мозаики в готовом виде поступают на завод железобетонных изделий), чтобы показать весь цикл индустриального изготовления карт ковровой мозаики. Особое внимание на экскурсии уделить требованиям безопасности труда. 

 На вводном инструктаже второго урока мастер объясняет преимущества облицовки картами по сравнению со штучными плитками пользуясь сравнительной таблицей. Подчеркивает, что облицовка картами ковровой мозаики не дает отходов материалов. 

 Показывает одноцветные карты, карты с квадратными, прямоугольными и рваными плитками и предлагает учащимся ответить на вопросы: почему производительность труда при устройстве полов из карт ковровой мозаики выше, чем при устройстве полов из штучных плиток; почему карты ковровой мозаики появились на ДСК значительно позже штучных керамических. 

 Объясняет, что рациональная организация рабочего места способствует не только повышению производительности труда, но и сохранности карт ковровой мозаики. Особое внимание обращает на расположение карт в штабелях (отдельно угловые, фризовые и фоновые). Просит учащихся назвать инструменты для настилки полов картами ковровой мозаики и указать, какие из них облегчают труд и повышают производительность труда. 

 По материаловедению аналогичная тема будет,изучаться только в первом полугодии 2 курса, поэтому мастер должен дать характеристику карт. 

 Требования безопасности труда изучаются в процессе беседы. Мастер проверяет, как учащиеся усвоили требования безопасности труда при работе с режущим инструментом, с раствором и пылевидными вяжущими, при переноске и складировании карт ковровой мозаики, при уборке помещения, передвижении в мастерской. 

 Следует повторить на третьем уроке приемы вынесения отметки покрытия пола от репера с помощью гибкого уровня и приемы очистки и смачивания водой подстилающего слоя. Вынесение отметки покрытия пола с помощью водяного уровня мастер выполняет с помощью учащегося. Показывает, как устанавливают временные маячные ряды из обычных керамических плиток 100х100 мм. Рассказывает о сортировке и отборе нужного количества карт для основного фона, фризового ряда и пристенного (по рисунку), о прокалывании или прорезании бумаги, чтобы во время припрессовки карты к раствору не образовалось воздушной пробки, об образовании из фризовых карт угла фриза (рис. 7). Подчеркивает необходимость точно и аккуратно выполнять заготовки карт для угла фриза. 

Рис. 7. Образование угла фриза (б) из фризовых карт (а) ковровой мозаики: 1 - линия разреза, 2 - линия соединения карт 

 На четвертом уроке мастер рассказывает о приемах натягивания шнура-причалки на всю длину помещения (или захватки) и укладки угла фризового ряда, а также прямых фризовых карт и демонстрирует выполнение этих приемов. Предлагает двум учащимся натянуть на щите-тренажере шнур-причалку, по которому с помощью угольника укладывают первую угловую карту бумагой вверх на учебный раствор. Осаживают карту на растворе хлопушей или правилом вровень с маячными -плитками до тех пор, пока раствор не заполнит швы между плитками, что определяют по намоканию бумаги. 

 Если бумага в швах не намокла, ее прокалывают и выпускают воздух, чтобы швы заполнились учебным раствором. Если карта уложена не точно по причалке, происходит смещение шва. 

 После укладки угловой фризовой карты мастер объясняет, как настилают прямые фризовые карты вдоль первой захватки по шнуру-причалке, снимают временный маячный ряд и заполняют его плоскими плитками, вырезанными из целых рядовых карт. Показ укладки карт мастер заканчивает установкой второй противоположной фризовой карты. Для закрепления учебного материала предлагает учащимся уложить перпендикулярный фризовый ряд на щите-тренажере.

 Пятый урок мастер начинает с устного опроса для повторения ранее изученного материала (из каких элементов состоит пол, настланный плиточным покрытием; какова особенность облицовки пола картами ковровой мозаики; как выполняют укладку фризового ряда). 

 Приемы укладки карт ковровой мозаики основного фона с вставкой клиньев между картами для образования шва того же размера, что и шва между плитками в ковре, показывает сначала в рабочем темпе, а затем медленно укладывает вторую угловую фризовую карту и приступает к устройству второй захватки - первого ряда основного фона. Двое учащихся берут карту из штабеля и по шнуру-причалке укладывают ее на раствор, который заранее расстилают на одну захватку, разравнивают лопаткой и малкой и припорашивают сухим цементом (через сито) для прочного сцепления плиток с прослойкой. Заканчивают ряд картой фризового ряда. 

 Учащимся следует напомнить, что карты ковровой мозаики укладывают продольными рядами слева направо от стены до стены и обратно - справа налево. Чтобы ширина швов между соседними картами была одинакова, между ними вставляют деревянные клинья-вставки. Качество выполняемой работы учащиеся проверяют на каждом уложенном ряду по угольнику и правилом с уровнем. 

 На заключительном уроке по теме 11 мастер объясняет, в чем состоит уход за покрытием из карт ковровой мозаики (через два-три дня после окончания работы по укладке карт увлажненную бумагу снимают и заливают швы цементным молоком, засыпают полы опилками и затем тщательно промывают). Затем знакомит учащихся с приемами проверки качества работы: один конец контрольной рейки ставят на фриз, а другой - на временный маячный ряд из крупных керамических плиток, расположенных параллельно фризовому ряду на расстоянии 1,5 - 2 м от него. После снятия временных маячных рядов контрольная рейка опирается на уложенные ряды карт покрытия. 



Ещё по теме:
Проголосовать: 
Категория: Обучение плиточников и мозаичников | (23.01.2015)
Просмотров: 1834 | Теги: плитка | Рейтинг: 0.0/0