Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Логин:
Пароль:

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Обучение плиточников и мозаичников


Тема 16. Облицовка колонн, пилястр, откосов глазурованными плитками

 Учебно-воспитательные задачи: формирование умений и навыков подготовки, провешивания, разметки и облицовки поверхностей колонн, пилястр и откосов, приготовления растворов и подготовки плиток к облицовке, развитие таких профессионально важных качеств, как ловкость, подвижность, аккуратность, глазомер и точность в работе. Формирование общетрудовых умений и навыков (планирования предстоящей работы, организации рабочего места с учетом безопасности труда, осуществления самоконтроля в процессе труда и контроля качества завершенной облицовки, выявления случаев брака и установления его причин, использования технологической документации), воспитание на этой основе самостоятельности, чувства ответственности, ответственного отношения к труду, личных качеств (организованности, вдумчивости, дисциплинированности, требовательности к себе). 

 Тема имеет большое учебно-воспитательное значение, так как знакомит учащихся с выполнением сложных облицовочных работ, требующих более высокой профессиональной квалификации. Она является следующим этапом совершенствования практических знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися при освоении материала темы 15. 

 На изучение темы отведено 126 ч (21 занятие) на 25 - 31-й неделях второго года обучения. Если 15% учебного времени отвести на вводные и заключительные инструктажи, то на нормированный производительный труд учащихся останется 107 ч. Для группы из 30 человек на выполнение учебно-производственных работ должно быть запланировано 107 х 30 = 3210 ч. Исходя из этого времени и ученических норм с учетом переводного коэффициента, на данный период обучения следует предусмотреть объем работ, в состав которых желательно включить облицовку глазурованными плитками четырехгранных колонн, пилястр и откосов, а также практическое ознакомление учащихся с облицовкой круглых колонн глазурованными плитками типа "Березка". 

 Распределение времени на отдельные виды работ зависит от их сложности и наличия фронта работ. Если невозможно организовать последовательное фронтальное изучение группой всех видов работ, можно запланировать одновременное выполнение звеньями нескольких их видов с составлением графика перемещения звеньев с одного вида работы на другой. 

 В любом случае желательно первые два-три занятия по теме сделать общими для всей группы. На этих занятиях учащихся знакомят с особенностями облицовки колонн и пилястр, приемами их провешивания и установки временных маяков из плиток, организацией рабочего места и требованиями безопасности труда, применяемыми на данном строительстве приспособлениями для работы на высоте. 

 Основные инструменты, инвентарь и материалы остаются те же, что и при облицовке стен, но при облицовке колонн круглого сечения глазурованными плитками типа "Березка" учащихся знакомят с новыми для них материалами (ковриками с наклеенными на них плитками, поливинилацетатной дисперсией, мастикой ПЦ) и новыми инструментами (поролоновым валиком с ванночкой и полутерком-шпателем с зубчатым резиновым полотном). 

 При облицовке колонн фронт работ звена, состоящего из трех человек, делят на вертикальные захватки, расположенные вокруг колонны. Вначале звено облицовывает одну грань колонны на высоту 1 - 1,2 м, а затем последовательно облицовывает на эту же высоту все остальные грани, после чего переходит на вторую (следующую по высоте) захватку и продолжает работу в той же последовательности. На второй захватке работу выполняют с подмостей или столиков-подмостей, окружающих колонну со всех сторон. 

 При проведении вводных инструктажей мастер должен использовать знания учащихся по теме 17 спецтехнологии "Подготовка поверхностей колонн, пилястр, откосов и облицовка их глазурованными плитками", умения и навыки, приобретенные ими в процессе освоения материала темы 15 производственного обучения, а также знания и умения, приобретенные на первом году обучения по предмету "Строительное черчение и рисование". 

 Руководствуясь инструкционно-технологической картой, приведенной в методических рекомендациях к теме 15, мастер может самостоятельно или с помощью преподавателя спецтехнологии составить карту на облицовку четырехгранных колонн, придерживаясь определенной последовательности операций: разметка на стенах помещения осей и размеров колонн, натягивание по сделанным на стенах отметкам проволоки или шнуров во взаимно перпендикулярных направлениях, проверка вертикальности граней колонны, подготовка поверхностей к облицовке, определение отвесом положения ребер облицовки, установка временных маяков, раскладка насухо первого нижнего ряда облицовки и определение необходимого числа целых плиток и размеров плиток-доборов, подготовка плиток к облицовке и заготовка плиток-доборов, последовательная облицовка всех граней колонны принятым способом с проверкой облицовки угольником, отвесом и рейкой с уровнем. 

 В инструкционно-технологической карте в графе "Способы выполнения операций" рекомендуется подробно описать способы лишь по тем операциям, которые еще незнакомы учащимся. Например, разметка на стенах помещения осей колонн и натягивание по сделанной разметке шнуров или проволоки, определение положения ребер облицовки и установление временных маяков. Неполные данные по остальным операциям будут способствовать развитию сообразительности учащихся и заставят их самостоятельно переносить ранее приобретенные умения и навыки в новые условия, что повысит уровень их нознавательно-практической деятельности. 

 На вводном инструктаже первого по теме занятия рекомендуется познакомить учащихся с инструкционно-технологической картой на облицовку четырехгранных колонн глазурованными плитками на цементном растворе и предложить им обсудить первые две операции. Это поможет мастеру определить знания учащихся, необходимые для выполнения предстоящих работ. В учебнике ничего не говорится о необходимости проверки положения плоскостей (граней) колонн по отношению к стенам помещения. Если учащиеся все же изучили по спецтехнологии эти операции, то они смогут объяснить назначение и способы выполнения этих операций. Но мастер должен хорошо подготовиться по этому вопросу и объяснить, что для колонн, расположенных внутри помещения, всякая неточность положения их плоскостей (граней) по отношению к стенам помещения недопустима, так как будет портить общий вид отделки. 

 Чтобы увязать положение каждой плоскости (грани) колонны с четырьмя стенами помещения, на все стены на высоте 2 - 2,5 м выносят отметки осевых линий колонн и от них вправо и влево откладывают половину ширины колонны с учетом толщины прослойки и плитки. Если, например, ширина облицованной колонны должна быть 80 см, то в каждую сторону от отметки осевой линии откладывают по 40 см (рис. 12). По сделанным отметкам натягивают проволоку или шнуры, которые, перпендикулярно пересекаясь, создают вокруг колонны контур будущей облицовки. Отвесы, опущенные от пересечения шнуров, определяют ребра облицовки и положение нижних угловых плиток. Объяснение этого материала рекомендуется вначале провести с использованием чертежа-плаката, а затем (с помощью звеньевых) показать приемы непосредственно на рабочем месте. 

 В последнее время для прослойки применяют полимерцементные растворы, в этом случае колонны предварительно оштукатуривают по маякам и, следовательно, при разметке ширины колонны на стенах учитывают толщину штукатурного слоя. 

 Для повышения уровня познавательно-практической деятельности учащихся рекомендуется на вводных инструктажах обсуждать подготовленные учащимися планы выполнения предстоящих работ (технологических процессов или отдельных операций). Например, если облицовка пилястр будет выполняться после облицовки прямоугольных колонн, то, опираясь на приобретенные уже учащимися практические знания и навыки, можно заранее на одном из заключительных инструктажей предложить учащимся составить технологическую последовательность операций облицовки пилястр, продумать рациональную организацию рабочего места с учетом требований безопасности труда. 

 Домашние задания могут быть различной сложности: указать особенности организации рабочего места при облицовке откосов, подсчитать количество необходимых материалов, составить перечень инструментов и приспособлений, перечислить требования к качеству определенного вида облицовки с указанием допускаемых отклонений, выполнить эскиз облицовки, ответить на вопросы (можно ли облицовывать прямоугольные колонны с применением шаблонов; какой шаблон можно для этого применить; может ли кто-нибудь предложить конструкцию шаблона для облицовки многогранных колонн и т. п.). 

 Рекомендуется познакомить учащихся с приспособлением, применяемым для облицовки прямоугольных колонн, пилястр и откосов во многих сельских строительных организациях (рис. 13). Оно состоит из двух деревянных реек длиной 2000 мм, сечением 30х120 мм и двух дуговых рейкодержателей с заостренными концами, сделанных из стального прутка диаметром 10 мм. Рейки с одного угла имеют четверть 15х15 мм. Устанавливают их с двух противоположных сторон колонны так, чтобы внутренняя кромка четверти была заподлицо с поверхностью облицовываемой грани. Рейки проверяют отвесом и закрепляют цвумя рейкодержателями. При укладке плиток глазурованная поверхность их должна находиться в одной плоскости с выступающими кромками реек. При облицовке откосов используют одну рейку, которую крепят к стене штыревыми рейкодержателями. 

 Предоставляя звеньям возможно больше самостоятельности в работе, нужно в то же время усилить контроль и помощь отстающим во время текущих инструктажей. Индивидуальная работа со звеном и отдельными учащимися заключается в показе трудноусваиваемых приемов (провешивание колонн, пилястр и откосов, проверка ребер колонн и внешних углов откосов, установка на гипсовом растворе временных маяков из кусков плиток, подгонка и установка ковриков с плитками типа "Березка" на круглых колоннах). 

 Необходимо подчеркнуть значение качества облицовки лузгов и усенков при отделке откосов, пилястр и колонн, так как от точности и симметричности установки плиток и рядов на этих элементах зависит качество всей выполненной работы. 



Ещё по теме:
Проголосовать: 
Категория: Обучение плиточников и мозаичников | (27.01.2015)
Просмотров: 2136 | Теги: плитка | Рейтинг: 0.0/0