Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Логин:
Пароль:

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Обучение плиточников и мозаичников


Тема 12. Облицовка вертикальных поверхностей глазурованными и другими плитками

 Учебно-воспитательные задачи: формирование первоначальных умений и навыков выполнения комплекса приемов и операций, входящих в трудовой процесс облицовки вертикальных поверхностей; воспитание элементов культуры труда и сознательной дисциплины. 

 Изучаемые по данной теме приемы и операции являются основными для профессии облицовщика-плиточника и будут встречаться во многих комплексных темах второго и третьего годов обучения. От того, насколько правильно будут сформированы первоначальные умения выполнения таких приемов (нанесение раствора на плитку, установка плитки на стену, осаживание ее до нужного уровня, заполнение швов облицовки и приемы самоконтроля), зависит последующее формирование скоростных навыков и качественных показателей труда облицовщика-плиточника. 

 Рассматриваемой темой завершается не только первый год обучения, но и процесс обучения в мастерской, следовательно, для формирования новых и совершенствования ранее приобретенных первоначальных умений и навыков могут быть широко использованы внутрипредметные связи с ранее изученными темами, т. е. весь предыдущий опыт обучения в мастерской. 

 Первоначальные умения выполнять приемы подготовки поверхностей, провешивания и установки реперных маяков, приготовления растворов и мастик, разметки поверхностей и определения размеров плиток-доборов должны в процессе изучения материала темы 12 постепенно перейти в первоначальные навыки. 

 Новыми для данной темы будут приемы навешивания вертикальных шнуров и натягивания шнура-причалки, установки плиток на место, заполнения швов и ухода за облицовкой. 

 Учащиеся уже имели возможность познакомиться с операциями настилки плиточных полов. И хотя приемы облицовки вертикальных поверхностей отличаются от приемов настилки полов, все же приобретенный учащимися опыт обращения с плитками, раствором и инструментом может быть использован для быстрейшего формирования первоначальных умений и навыков выполнять приемы и операции облицовки стен. 

 Так как данную тему проходят сразу же после изучения аналогичной темы по спецтехнологии, имеются возможности использовать знания учащихся не только для формирования соответствующих первоначальных умений, но и для применения продуктивных методов обучения и формирования интеллектуальных умений, требующих 3 и 4 уровня познавательно-практической деятельности. 

 Комплексность темы, содержание и достаточное число часов, отведенных на ее изучение, дают возможность формирования таких интеллектуальных умений, как самостоятельное планирование деятельности, контроль, перенос первоначальных умений и навыков на выполнение операций нового технологического процесса, что очень важно как для обучения данной профессии, так и для возможности в будущем быстро овладеть смежными профессиями. 

 Материал темы большой, охватывает несколько технологических процессов, на изучение которых учебным планом отведено 144 ч (24 урока) с 37-й по 43-ю неделю обучения. 

 При планировании материала темы и распределении его по подтемам и урокам следует учитывать концентрацию учебного времени по неделям. Так, в первые четыре недели (с 37-й по 40-ю) учебным планом на производственное обучение отводится 12 ч в неделю, а с 40-й по 43-ю - 36 ч. Это важно учитывать потому, что при более концентрированном времени быстрее формируются трудовые навыки. Следовательно, на последние подтемы можно отвести меньше учебного времени, чем на первые, которые будут изучаться с большими перерывами. 

 Поскольку данная тема охватывает несколько технологических процессов, рекомендуется обучение каждому процессу выделить в отдельную подтему. Это будет способствовать закреплению знаний о технологических процессах, полученных учащимися на уроках спецтехнологии, формированию умений их выполнения, воспитанию технологической дисциплины и большей возможности формирования интеллектуальных умений. 

 Опытный мастер обычно сам разбивает материал по подтемам и урокам, учитывая личный опыт, оснащенность мастерской материалами и инструментом, характер рабочих мест звеньев, успешность освоения учащимися приемов и операций, изученных в предыдущих темах, Обдумывая и планируя тематику уроков, учебные и воспитательные задачи, мастер творчески подходит к процессу обучения, повышает свое педагогическое мастерство. 

 Для мастеров, не имеющих большого опыта педагогической работы, можно рекомендовать распределение материала темы по подтемам и урокам с указанием дидактических и воспитательных целей уроков и уровней познавательно-практической деятельности учащихся (табл. 1). 

Таблица 1. Примерная разбивка материала темы 12 по подтемам и урокам

Номер и содержание урока Дидактические задачи урока Уровень познавательно-практической деятельности

 Подтема 1. Облицовка кирпичных и бетонных стен керамическими глазурованными плитками способом шов в шов (48 ч)

 Учебно-воспитательные задачи: формирование первоначальных умений выполнения приемов и операций облицовки стен способом шов в шов; формирование первоначальных навыков выполнение подготовительных операций; выработка навыков самоконтроля, воспитание точности, аккуратности, сознательной дисциплины; воспитание эстетических качеств личности

1. Экскурсия на строительство с целью изучения приемов облицовки стен керамическими глазурованными плитками   Общее знакомство с производственным процессом облицовки стен, формирование ориентировочной основы действий  I
 Выработка интеллектуальных умений наблюдения за трудовым процессом и анализирования его  III
2. Подготовка и провешивание поверхностей, вынесение отметки пола по реперу. Организация рабочего места   Формирование первоначальных навыков выполнения приемов и операций подготовки и провешивания поверхности  II
3. Разметка поверхности, определение кратности поверхности размерам плиток, вычисление размеров плиток-доборов. Подготовка плиток   Формирование первоначальных навыков выполнения приемов разметки поверхности, вычисления размеров доборов, подготовки плиток  II
4. Натягивание вертикальных шнуров и шнура-причалки, установка маячных плиток. Освоение элементов приемов установки плиток на место  Формирование первоначальных умений выполнения приемов натягивания шнуров и элементов приема установки плиток II
5. Выкладка первых двух рядов облицовки рядовыми плитками   Формирование первоначальных умений выполнять приемы укладки плиток на место. Формирование навыков самоконтроля  II
6. Выкладывание рядовых и фасонных (угловых, карнизных, плинтусных) плиток. Приемы контроля   Формирование первоначальных умений выполнять приемы укладки на место рядовых и фасонных плиток. Формирование навыков самоконтроля  II
7. Заделка швов и очистка облицовки  Формирование первоначальных умений выполнять приемы заделки швов и очистки облицовки  II
8. Выполнение фрагмента облицовки шов в шов по собственным эскизам с применением плиток двух цветов или оттенков. Планирование выполняемых работ   Перенос первоначальных умений выполнять облицовку в новые условия. Воспитание самостоятельности и эстетических качеств личности  III

 Подтема 2. Облицовка кирпичных и бетонных стен керамическими глазурованными плитками способом вразбежку (24 ч) 

 Учебно-воспитательные задачи: перенесение первоначальных умений и навыков в новый технологический процесс; привитие навыков технологической дисциплины, самоконтроля и взаимопомощи

9. Подготовка и провешивание поверхности  Формирование первоначальных навыков выполнять подготовительные операции  II
10. Разметка поверхности, определение размеров плиток-доборов, подготовка плиток   Формирование первоначальных умений и навыков выполнять разметку, вычислительные операции и резку плиток  II
11. Натягивание вертикальных шнуров и шнура-причалки, установка маячных плиток. Выкладывание первых двух рядов облицовки   Формирование первоначальных умений и навыков. Перенос первоначальных умений в новый способ облицовки  II
12. Выкладывание рядовых и фасонных плиток. Контроль работы измерительными инструментами. Заделка швов и очистка облицовки  Формирование первоначальных умений и навыков установки плиток и заделки швов и навыков самоконтроля  II

 Подтема 3. Облицовка зеркал на поверхностях стен керамическими глазурованными плитками способом по диагонали (30 ч) 

 Учебно-воспитательные задачи: перенос в новые условия первоначальных умений и навыков разметки поверхности, натягивания шнура-причалки и установки плиток; привитие навыков технологической дисциплины, самоконтроля, взаимопомощи; воспитание эстетических качеств личности 

13. Подготовка, провешивание и разметка поверхности. Заготовка треугольных половинок плиток   Формирование первоначальных умений планирования и навыков выполнения подготовительных операций  III
14. Выкладывание фризовых рядов облицовки. Проверка контрольно-измерительным инструментом   Формирование самостоятельности при переносе первоначальных умений выполнения приемов в новые условия. Формирование навыков самоконтроля  III
15. Выкладывание нижнего и вертикального левого рядов облицовки из треугольных половинок плиток   Самостоятельное использование знаний и перенос первоначальных умений в новые условия  III
16. Натягивание шнура-причалки и выкладывание плиток рядового покрытия с осуществлением самоконтроля   Самостоятельное использование знаний и перенос первоначальных умений в новые условия   
17. Заполнение швов и очистка облицовки. Контроль качества выполненной работы   Воспитание самостоятельности при выполнении операции контроля качества  III

 Подтема 4. Облицовка бетонных поверхностей стен стеклянными плитками (12 ч) 

 Учебно-воспитательные задачи: ознакомление с новым материалом, формирование первоначальных навыков выполнения приемов и операций технологического процесса облицовки

18. Подготовка, провешивание поверхности и нанесение выравнивающего слоя  Ознакомление с новым материалом. Формирование навыков выполнения подготовительных операций I - II
19. Разметка и облицовка части поверхности стеклянными плитками   Перенос первоначальных умений и навыков облицовки на работу с новым материалом  III

 Подтема 5. Облицовка оштукатуренных стен полистирольными плитками (18 ч) 

 Учебно-воспитательные задачи: ознакомление с новым материалом, формирование навыков выполнения подготовительных операций и первоначальных умений выполнения приемов установки плиток на место 

20. Подготовка, провешивание, разметка поверхности и нарезка плиток-доборов   Перенос первоначальных умений и навыков в условия работы с новым материалом, формирование первоначальных умений шлифования поверхности карборундовым камнем 

III

21 и 22. Огрунтовка поверхности учебным составом мастики, установка плиток, проверка прямолинейности швов. Уход за облицовкой   Формирование первоначальных умений выполнения приемов установки полистирольных плиток на место и ухода за облицовкой  II

 Подтема 6. Передовые методы облицовки стен керамическими глазурованными плитками с применением шаблонов (12 ч) 

 Учебно-воспитательные задачи: самостоятельное применение знаний и перенос первоначальных умений и навыков на самостоятельное освоение приемов облицовки стен с применением шаблоном; формирование самостоятельности и развитие технического мышления 

23. Изучение устройства шаблона, планирование работы, выполнение подготовительных операций   Формирование интеллектуальных умений самостоятельного приобретения знаний и планирования работ  IV
24. Самостоятельное выполнение фрагмента облицовки по шаблону  Формирование первоначальных умений самостоятельного освоения новых приемов. Развитие технического мышления IV

 Материал темы позволяет организовать фронтальное освоение учащимися приемов и операций планируемых технологических процессов.

 Изучая материал каждой подтемы, звено учащихся одновременно с освоением приемов последовательно выполняет на отведенном ему участке весь комплекс операций, составляющих технологический процесс. Чтобы учащиеся смогли освоить приемы и выполнить операции установки на место рядовых, плинтусных, карнизных и угловых плиток, научиться контролировать качество работ, заполнять швы и осуществлять приемы ухода за облицовкой, каждому звену необходимо выделить участок поверхности стены длиной около 2 м и высотой около 1 м с примыкающими к ней внутренним и наружным углами. Этим условиям может соответствовать панель боковой стены учебной кабины. Если по длине стены поместится 13 рядовых плиток, а по высоте - 6, то для облицовки всей панели потребуется 78 рядовых плиток (не считая доборов), 13 плинтусных, 13 карнизных, 6 угловых для внутреннего угла, 6 угловых для внешнего угла, две угловых карнизных, две угловых плинтусных плитки. Таким количеством рядовых и фасонных керамических глазурованных плиток необходимо обеспечить каждое звено для выполнения упражнений по первой - третьей подтеме. 

 Если нет возможности обеспечить звенья таким количеством плиток, можно рекомендовать следующую организацию упражнений. После выполнения всех подготовительных операций (второй - четвертый уроки) на пятом уроке звено выкладывает на учебном растворе два первых ряда облицовки, на что расходуется 26 рядовых плиток (рис. 8, а). На следующем (шестом) уроке с каждого выполненного ряда снимают по 8 плиток (со стороны внешнего угла) и эти плитки (16 шт.) используют для выкладывания четырех верхних рядов облицовки, по 4 плитки в ряду (рис. 8, б). После этого устанавливают фасонные плитки (4 карнизных, 8 угловых и 5 плинтусных). При такой организации упражнений расход рядовых плиток сокращается в 3 раза. 

 Перечень инструмента и приспособлений, необходимых для выполнения упражнений по данной теме (в скобках указано количество на звено) 

 Ручные инструменты: молоток (2), скарпель (2), кусачки для образования отверстий в плитках (1), шарошка для сверления отверстий в плитках (1), кирочка (1), плиточный молоток (1), резец (2), развертка для отверстий (1), лопатка (2), отрезовка ОШ-1, ОШ-2 (2), шпатель стальной ШСД (1), шпатель с мелкими зубьями (1), расшивка (1), металлическая щетка (1), жесткая кисть (1) . 

 Контрольно-измерительные инструменты: деревянное правило (1), стальная рулетка РЗ-20 (1), шнур в корпусе (1), отвес (1), эталонный конус (1) . 

 Оборудование: шаблон для сортировки глазурованных плиток (1), плиткорез рычажный (1), захват для разламывания плиток (1), шаблон Афонина для облицовки поверхностей (1), шаблон-рамка для нанесения раствора на плитки (1), щиток с гнездами для нанесения мастики на плитки (1), штыри для крепления разметочного шнура (6), скобы для сохранения размеров швов. 

 Инвентарь: лестница-стремянка (1), инвентарный металлический ящик 11), ящики-кассеты для плиток (2) . 

 Рекомендуется использовать учебно-технологическую документацию: карты приемов и учебные инструкционно-технические карты по каждому технологическому процессу. 

 В качестве наглядных пособий на уроках могут быть использованы фрагменты цветного диафильма "Плиточные работы", плакаты по плиточным работам и по безопасности труда, световые табло по безопасности труда; макеты-эталоны облицовки, выполненной различными способами (шов в шов, вразбежку, по диагонали) и с применением различных плиток (керамических глазурованных, стеклянных, полистирольных); таблицы последовательности операций по технологическим процессам, таблицы требований к качеству облицовки. 

 Условия обучения облицовщиков-плиточников в мастерской значительно отличаются от условий работы на строительстве, поэтому и к оценке работ-упражнений, выполненных с применением учебных растворов, следует подходить с учетом этих условий и дидактических задач урока. 

 Основными критериями оценки за урок должны быть правильность выполнения осваиваемых приемов, соблюдение требований безопасности труда и самоконтроля, бережное отношение к инструменту и чистота рабочего места. Дополнительными критериями являются соблюдение технологической дисциплины, товарищеские отношения и взаимопомощь в звене.



Ещё по теме:
Проголосовать: 
Категория: Обучение плиточников и мозаичников | (23.01.2015)
Просмотров: 4141 | Теги: плитка | Рейтинг: 0.0/0