Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Логин:
Пароль:

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Обучение плиточников и мозаичников


Тема 9. Подтемы

 Подтема 1. На изучение ее отводится три урока, на которых учащиеся должны познакомиться с большим количеством новых для них операций и трудовых приемов. На первом уроке изучают приемы подготовительных операций (проверка геометрической формы помещения, разметка основания под настилку полов, установка маячных плиток, забивка штырей и натягивание шнура-причалки); на втором - осваивают приемы расстилания прослойки из раствора и укладки плиток на раствор; на третьем - упражняются в выполнении всех операций и трудовых приемов по подтеме 1. 

 Первый урок. Цель: обучить учащихся приемам выполнения подготовительных операций под настилку плиточных полов. Подвести их к самостоятельному выводу о правилах разметки основания при его неправильной геометрической форме. 

 Готовность учащихся к первому уроку мастер проверяет методом беседы по вопросам 1 - 9 и 15 (опрос фронтальный) к подтеме 1, при необходимости дополняет и уточняет ответы учащихся. Чтобы не нарушать последовательность технологического процесса, целесообразно объяснение начать с показа приемов подготовки основания, несмотря на то что учащиеся уже ознакомились с ними при изучении темы "Подготовка поверхности под облицовку стен и настилку полов плитками". 

 Приемы проверки геометрической формы помещения (измерение диагоналей) усваиваются легко; демонстрируя их, мастер особое внимание обращает на разметку основания с неравными диагоналями и подводит учащихся к выводу о том, что при неправильной геометрической форме пола начало облицовки от стены приводит к нарушению параллельности рядов, что ухудшает внешний вид покрытия, а затем предлагает учащимся самим подумать, как наиболее видимую часть пола (середину) настлать параллельными рядами. Они должны прийти к выводу (при необходимости с его помощью), что настилку следует вести от плитки, установленной в центре пола (рис. 4). 

Рис. 4. Разметка пола для настилки плиток без фризовых полос: 1 - реперная плитка, 2 - маячные плитки, 3 - плитка в центре пола, 4 - маяк, 5, 6 - первый и второй ряды плиток, 7 - шнур-причалка, 8 - пристенный ряд плиток 

 Приступая к показу приемов установки маячных плиток (место установки маячных плиток на основании и последовательность их установки выявлены при повторении домашнего задания), мастер подчеркивает, что от качества выполнения этой операции зависит качество всего покрытия, так как по маячным плиткам будут проверять уровень покрытия пола. 

 Учащиеся знают, что первую маячную плитку (реперную) устанавливают у стены на уровне отметки чистого пола. Однако они часто забывают о том, что когда устанавливают вторую маячную плитку и выверяют ее (правилом с уровнем) с реперной плиткой, плоскости плиток выравнивают, меняя уровень второй плитки и оставляя реперную в неизменном положении. Поэтому перед показом приемов установки маячных плиток полезно задать учащимся ряд вопросов (на каком расстоянии друг от друга рекомендуется устанавливать маячные плитки и почему; каким способом можно установить все маячные плитки на уровне реперной), на которые они должны ответить, так как с контрольным правилом и уровнем работали при изучении темы "Подготовка поверхностей под облицовку стен и настилку полов".

 Ответы будут примерно следующего содержания: расстояние между маячными плитками должно быть несколько меньше длины контрольного правила, чтобы один конец правила можно было установить на одну плитку, а другой - на вторую (рис. 5). Чтобы все маячные плитки были в одной плоскости с реперной, необходимо менять положение второй маячной плитки до тех пор, пока уровень, установленный на контрольное правило, не будет показывать горизонтальное положение. 

Рис. 5. Настилка пола по маячным рядам: 1 - отступ от стены на один-два ряда плиток, 2 - маячные плитки, 3, 7 - маячные ряды по контуру и промежуточный, 4 шнур-причалка, 5 - рейка с уровнем, 6 - настилаемый ряд плитки 

 Демонстрируя приемы установки и выверки маячных плиток, мастер объясняет по ходу работы, какие ошибки возможны при этом и каковы их последствия. Например, при установке и выверке второй маячной плитки нельзя прилагать большие усилия при постукивании ручкой лопатки по концу правила, установленного на плитку, чтобы плитка сразу не осела глубоко в раствор. Осевшую плитку приходится снимать, добавлять под нее раствор и заново устанавливать, а это занимает лишнее время. Таким образом учащиеся наглядно могут убедиться в том, как важно овладеть сенсорными (чувствительными) навыками, которые будут способствовать выработке самоконтроля. Затем мастер приглашает на рабочее место двух-трех учащихся продемонстрировать тот или иной прием. Плохо усвоенные приемы повторно показывает сам. 

 С новыми инструментами, приспособлениями и оборудованием (назначением, приемами и правилами пользования), применяемыми на данном уроке, целесообразно знакомить учащихся в процессе показа приемов работы. 

 Перед расстановкой по рабочим местам мастер знакомит учащихся с требованиями безопасности труда, которые необходимо соблюдать во время выполнения упражнений. Например, при подготовке оснований (срубке бугров) и плиток (подколке, подрубке, подточке подрубленных кромок) необходимо пользоваться защитными очками. Инструмент должен быть надежно насажен на рукоятку, на рукоятке не должно быть трещин, заусениц. Упражнения по разметке основания и установке маяков учащиеся выполняют в учебных кабинах. 

 На видном месте в мастерской размещают макет с элементами выполненных операций, руководствуясь которым учащиеся будут выполнять упражнения, карты приемов по разметке основания и установке маячных плиток, натягивания шнура-причалки; плакаты по безопасности труда, отдельные выдержки из инструкционно-технологической карты. 

Инструкционно-технологическая карта процесса настилки полов четырехгранными керамическими плитками без фризового ряда 

 Очистка основания от пыли, грязи и остатков раствора. Остатки раствора очищают стальной щеткой, а схватившийся раствор срубают зубилом. Очищают помещение от мусора, удаляют с поверхности пыль пылесосом (с больших площадей). Небольшие площади промывают водой. 

 Смачивание поверхности основания водой. При наличии водопровода на этаже (в мастерских) подключают к нему шланг, открывают вентиль и равномерно поливают поверхность основания, не допуская скопления воды или пропусков в поливке. 

 Проверка геометрической формы помещения. Определяют размеры диагоналей помещения (рулеткой). При равенстве диагоналей приступают к разбивке пола, при неравенстве через центр пола пробивают оси по длине и ширине помещения.

 Устройство маяков. Первый маяк - реперную плитку (см. рис. 4), определяющую уровень чистого пола, устанавливают у стены, а в центре пола плитку 3. С помощью уровня с рейкой на одном уровне с реперной плиткой около стен размещают через каждые 2 м несколько маячных плиток 2. Между плитками 2 с помощью рейки Болотина вначале насухо, а затем на жесткий цементный раствор укладывают маячные ряды 4 и 5. Вначале плитки устанавливают несколько выше требуемого уровня, а затем легкими ударами молотка осаживают по уровню. 

 Установка маячных реек. На расстоянии 55 см от маячного ряда 4 устанавливают деревянную маячную рейку. Высота установки рейки зависит от размера выреза у правила с учетом необходимости разровнять раствор прослойки на требуемом уровне. Рейку закрепляют на растворе. 

 Укладка прослойки. Раствор прослойки раскладывают между уложенными плитками и маячной рейкой, грубо разравнивают граблями, затем правилом с ручкой снимают излишки, заполняют углубления и заглаживают гладилкой. Подготовленная таким образом постель для плиток должна быть на 1 - 2 мм выше требуемого уровня. Излишек раствора впоследствии образует швы между плитками, а также предотвращает неровности при укладке отдельных более тонких плиток. Перед укладкой плиток прослойку для лучшего сцепления с нею плиток припорашивают тонким слоем сухого цемента. 

 Укладка плиток. Укладывают захватками по пять плиток. Натягивают шнур на расстоянии пяти плиток от уложенного ряда. Раскладывают на последнем уложенном ряду стопки из десяти плиток (располагая их через плитку), этого запаса достаточно для укладки двух рядов захватки. Плитки настилают одновременно по всей ширине захватки, продвигаясь постепенно вдоль нее справа налево и слева направо. На постель плитку укладывают левой рукой, а выравнивают и осаживают легкими ударами молотка правой рукой и одновременно следят за шириной шва между плитками (не более 3 мм). Лопаткой поправляют сместившиеся в сторону плитки, обрезают раствор, выступивший за пределы захватки, удаляют попадающиеся в растворе крупные включения, добавляют в случае надобности небольшие порции раствора под отдельные плитки. После настилки 5 - 6 поперечных рядов уложенную часть пола, а также места предыдущей захватки, на которых располагались стопки плиток, выправляют хлопушей или деревянными брусками. 

 Отделка поверхности плиточных полов. Поверхности настланных плиточных полов отделывают через 3 - 4 дня после настилки. Очищают поверхность пола от грязи и мусора, приготовляют жидкий состав цементного раствора на мелком песке (1:1), набрасывают ковшом его на поверхность пола, равномерно распределяют по поверхности и втирают в швы щеткой или метлой. Оставшиеся излишки раствора удаляют до начала схватывания. Насыпают на пол увлажненные опилки и с их помощью очищают пол от остатков раствора. 

 Основная задача мастера во время текущего инструктажа при изучении темы 9 - руководство учащимися при выполнении упражнений с помощью индивидуального и коллективного инструктажей. Индивидуальный инструктаж можно осуществлять путем целевых обходов рабочих мест. 

 На первом уроке по данной теме особое внимание мастер обращает на правильную хватку инструмента (молотка, лопатки) и рабочую позу (во время установки маячных плиток, натягивании шнура-причалки), правильность приемов укладки маячных плиток на раствор и выверку их контрольным инструментом (правилом с уровнем). 

 Во время индивидуального инструктажа мастер добивается, чтобы учащиеся самостоятельно и правильно выполняли упражнения. 

 Если они допускают одну и ту же ошибку, мастер проводит коллективный инструктаж: еще раз показывает плохо усвоенный прием. В конце упражнений проверяет качество выполненного задания и оценивает результаты работы каждого звена (учащегося). 

 Заключительный инструктаж проводит со всей группой: оценивает работу всей группы, отмечает успехи и типичные ошибки, анализирует причины и способы предупреждения ошибок. Объявляет оценки и заносит их в журнал. Положительно зарекомендовала себя практика вывешивания табеля успеваемости группы. 

 Для подготовки к следующему уроку выдает домашнее задание: подготовить ответы на вопросы 10 - 15 (см. примерный перечень вопросов для домашних заданий по подтеме 1). 

 Второй урок. Цель: научить учащихся выполнять приемы расстилания раствора прослойки и укладки плиток на раствор. Подвести к выводу о необходимости и способах экономии раствора. 

 Готовность к уроку мастер выявляет путем беседы по вопросам домашнего задания. Показывая приемы расстилания раствора под ряд плиток и укладки плиток на постель, обращает внимание на рациональное расположение раствора, плиток, инструментов на рабочем месте. Иллюстрирует объяснение плакатом (рис. 6) или кадрами диафильма. 

Рис. 6. Схема организации рабочего места при настиле полов керамическими плитками (площадь пола до 10 м): I - IV - захватки; 1, 2 - реперные и промежуточные маяки, 3 - шнур-причалка, 4 - настланное покрытие, 5 - стопки плиток (10 шт.), 6, 7 - ящики с инструментом и раствором, 8 - тележка с плитками, 9 - стол для сортировки и прирубки плиток, 10 - угольники; Р-1 и Р-2 - положения рабочих 

 Затем показывает рабочую позу, хватку инструмента и плитки, характер движений, обеспечивающих правильное выполнение приема. Объясняет смысл каждого элемента приема. Например, как влияет поза на утомляемость рабочего. 

 При формировании первоначальных умений выполнения приемов обращает внимание на типичные ошибки. Например, если неправильно выбрана толщина постели из раствора, нельзя выравнивать ряд облицовки по маячным плиткам. Кроме того, при очень тонком слое плитки не будут выдавливать достаточного количества раствора для заполнения швов. При этом полезно путем беседы помочь учащимся обосновать оптимальную толщину прослойки с учетом экономии раствора. Так, учащиеся знают, что допускаемая толщина постели при настилке полов 10 - 15 мм. Нетрудно сообразить, что раствор будет сэкономлен при толщине постели 10 мм. В каких же случаях постель выполняют толщиной до 15 мм? Учащиеся должны прийти к выводу (в случае затруднений с помощью мастера). что это необходимо в том случае, если неровности основания превышают предусмотренные техническими условиями. Для экономии раствора в отдельных случаях целесообразно тщательнее подготовить основание (выпуклые места срубить), а не увеличить толщину постели. 

 Типичная ошибка при укладке рядовых плиток та же, что и при установке маячных плиток: слишком глубокое осаживание их в раствор сильным нажатием ручкой лопатки. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся сенсорные навыки, чтобы научить их контролировать свои действия зрительными и кожно-мышечными ощущениями. В данном случае - проверять на глаз толщину расстилаемого слоя раствора и ровность его поверхности, контролировать усилие нажима на плитку ручкой или силу удара молотка по правилу при выравнивании ряда уложенных плиток, 

 С целью воспитания у учащихся культуры труда мастер подчеркивает необходимость соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте, содержать в полном порядке инструмент, инвентарь и спецодежду, строго выполнять требования безопасности труда. Продемонстрировав приемы укладки плиток на раствор, проверяет, как учащиеся усвоили элементы каждого приема: приглашает 2 - 3 учащихся на рабочее место и предлагает повторить показанный прием по элементам и в целом. 

 Затем знакомит учащихся с требованиями безопасности труда. При настилке полов на цементный раствор надевают резиновые напальчники, перерубку плиток выполняют в защитных очках, пользуясь исправными молотками. 

 Упражнения по настилке плиток на раствор выполняют на тех же рабочих местах, что и на предыдущем уроке. 

 В помощь учащимся мастер вывешивает технологические карты приемов работы, плакаты или таблицы с требованиями к качеству плиточных полов. 

Основные требования, предъявляемые к качеству плиточных полов 

 Рисунок плиточного пола должен соответствовать чертежу или указаниям автора проекта. 

 На плитках не допускаются трещины, отколы в углах и другие дефекты на лицевой стороне.

 Кромки лицевой поверхности перерубленных плиток должны быть ровными. 

 Плитки должны плотно прилегать к раствору прослойки, что проверяют простукиванием их по всей поверхности пола. 

 Примыкания к стенам и фризам выполняют из целых или тщательно прирубленных плиток (затирать отдельные места раствором не допускается). 

 Уступы между кромками двух смежных плиток не должны превышать 1 мм. 

 Отклонения покрытия от горизонтали допускаются не более 2 мм на 1 м длины, но не более 5 мм на всю длину поверхности. 

 Полы у трапов или лотков должны иметь заданный уклон (при пробной промывке водой последняя не должна застаиваться). 

 Швы между плитками должны быть заполнены, ширина швов зависит от размера плиток: для плиток размером до 200 мм - не более 2 мм, а свыше 200 мм - не более 3 мм. Отклонение швов от прямой линии допускается не более 10 мм на 10 м длины. 

 Просвет между поверхностью плиточного покрытия и двухметровой рейкой должен быть не более 4 мм. 

 Во время текущего инструктажа мастер в первую очередь обращает внимание на организацию рабочих мест учащихся: правильность разбивки основания на захватки, рациональное размещение инструмента, раствора и плиток. Только после этого разрешает учащимся приступить к выполнению задании. При проверке правильности выполнения приемов следит за соблюдением требований .безопасности труда (пользование очками, напальчниками, исправность инструмента). 

 На втором уроке учащиеся выполняют несколько операций (разметка основания на захватки, натяжка шнура-причалки, увлажнение основания, раскладка раствора, укладка плиток на раствор и осаживание на необходимую глубину, проверка уровня укладки плиточного покрытия контрольным правилом), поэтому мастер обращает внимание на соблюдение ими технологической последовательности. 

 В конце урока проверяет качество выполненного плиточного покрытия и оценивает результаты работ каждого звена (учащегося). 

 Затем поручает учащимся подготовить рабочее место к следующему уроку: разобрать настланное плиточное покрытие, раствор и очищенные от раствора плитки сложить для использования на следующем уроке. 

 Третий урок. Цель: закрепить практические знания и первоначальные умения по выполнению комплекса операций настилки полов керамическими четырехгранными плитками. Воспитывать самостоятельность в решении практических задач. 

 Готовность учащихся к уроку мастер проверяет фронтальным опросом (в какой технологической последовательности выполняют настилку пола без фризового ряда керамическими плитками на растворе; какие требования безопасности труда следует соблюдать при подготовке основания и плиток к настилке и к настилке плиток на цементный раствор; какие требования по техническим условиям предъявляют к плиточным покрытиям), затем сообщает цель урока и расставляет их по рабочим местам. 

 При закреплении усвоенных на первом и втором уроках приемов в комплексе целесообразно чрезмерно не опекать учащихся, предоставить им возможность самостоятельно решать такие вопросы, как организация рабочего места, последовательность выполнения операций технологического процесса по настилке полов четырехгранными плитками без фризового ряда, выбор приемов выполнения этих операций. Но если отдельные учащиеся не смогут самостоятельно правильно решить задачи, необходимо оказать им помощь. 

 Оценивать следует не отдельно выполненные приемы, а всю работу в целом, учитывая самостоятельность выполнения задания, правильность организации рабочего места, соблюдение требований безопасности труда, культуру труда (чистота рабочего места, состояние инструмента, внешний вид самого учащегося), правильность выполнения приемов, качество выполненной работы. 

 На заключительном инструктаже мастер подводит итоги изучения подтемы 1 и выдает задание для подготовки к изучению подтемы 2. 

Подтема 2 (четыре урока). 

 Первый урок. Цель: формирование первоначальных умений выполнять разметку пола с фризовыми рядами, укладывать фризовые маячные плитки и фризовые ряды, пользуясь рейкой-шаблоном. 

 Во время вводного инструктажа мастер показывает на чертеже-схеме расположение фризовых маячных плиток и самих фризовых рядов и обращает внимание на то, что фон пола выкладывают только целыми плитками. 

 Объясняет и показывает два способа установки угловых и промежуточных фризовых маячных плиток (путем выкладывания фризового ряда насухо и путем применения рейки-шаблона с размеченными рядами плиток), подчеркивает преимущество последнего. 

 Предупреждает, что шнуры-причалки, натягиваемые для выкладывания фризовых рядов, должны быть перпендикулярны друг другу, и показывает, как проверять их перпендикулярность стальным угольником. 

 Второй урок. Цель: формирование первоначальных умений и навыков выполнения приемов разбивки пола на захватки и выкладывания плиток в основной фон пола и в заделку. 

 На вводном инструктаже мастер показывает и объясняет способ разбивки пола на захватки с использованием рейки-шаблона и шнура. Приемы расстилания раствора и укладки плиток на раствор уже знакомь учащимся по подтеме 1, поэтому можно больше времени уделить тренировочным упражнениям и текущему инструктажу по формированию первоначальных навыков выполнения этих приемов. 

 Третий и четвертый уроки. Цель: формирование первоначальных умений и навыков выполнения приемов разметки пола под диагональную укладку плиток и выкладывания фризовых рядов; формирование навыков резки глазурованных плиток по диагонали. Формирование первоначальных умений выполнения приемов укладки треугольных плиток по периметру фриза и квадратных плиток под углом 45. На этих уроках изучают приемы настилки плиточных полов по диагонали. Во вводном инструктаже мастер излагает особенности разметки пола под этот вид покрытия, последовательность выполнения работ и способ укладки плиток фона под углом 45 к фризовому ряду. При этом пользуется разборным щитом-макетом с изображением одного угла покрытия. Сначала показывает макет в собранном виде как эталон покрытия пола с расположением плиток по диагонали. Затем все плитки снимает и показывает последовательность их выкладывания: сначала выкладывает две взаимно перпендикулярные линии фриза и плитки пристенного ряда, затем треугольные плитки, примыкающие к внутренней линии фриза, и, наконец, заполняет фон, располагая квадратные плитки под углом 45 к фризовому ряду. На третьем уроке выделяет время для упражнений по заготовке треугольных плиток для следующего урока. Первоначальные умения по резке и перерубке плиток учащиеся уже приобрели при изучении темы 5. Здесь же показывает более сложный процесс - резку квадратной плитки по диагонали, так как острые углы треугольной плитки могут обламываться. 

 Упражнения на всех уроках данной подтемы выполняют в учебных кабинах, причем выкладывают два фризовых ряда, образующих один угол, пристенные ряды и заполнение угла фона. 

 Подтема 3. Цель подтемы: сформировать первоначальные умения разметки основания под настилку и настилки полов шести-и восьмигранными плитками. 

 На четырех уроках по подтеме рекомендуется пользоваться разборными щитами-макетами, которые одновременно могут служить и эталонами соответствующего покрытия пола, и наглядным пособием для изучения способов разметки основания и последовательности операций по выполнению плиточного покрытия. 

 На первом уроке нужно заготовить четырех- и пятигранные половинки шестигранных плиток, а на третьем уроке - треугольные половинки готовых квадратных плиток размером 50 х 50 мм. 

 Для лучшего усвоения способов разметки оснований под настилку полов плитками различной конфигурации рекомендуется на дом дать учащимся задание на вычерчивание схем соответствующих плиточных покрытий. По договоренности такие задания они должны выполнять под руководством преподавателя черчения. Это приучит учащихся выполнять плиточные работы по чертежам и эскизам. 

 На вводных инструктажах мастер знакомит учащихся с соответствующей инструкционно-технологической картой и вывешивает на видном месте плакат с последовательностью операций. Наиболее сложная операция - укладывание треугольных и квадратных вкладышей после настилки двух-трех рядов покрытия из восьмигранных плиток, так как вкладыш, уложенный на слишком толстый слой раствора, не осаживается до общего уровня облицовки и его приходится снимать, чтобы удалить часть раствора. 

 Подтема 4. Программой производственного обучения по теме 9 не предусмотрено знакомить учащихся с приемами передовых методов настилки плиточных полов с применением шаблонов. Однако отведенное на изучение темы время позволяет четыре урока посвятить этому вопросу: 

 1. Знакомство с устройством шаблона Корнешова, подготовка основания под настилку плиточного покрытия, устройство марок и маяков. 

 2. Расстилание и разравнивание раствора; укладка плиток в шаблон и закрепление их стержнями, укладка шаблона с плитками на раствор и освобождение шаблона от плиток. 

 3. Ознакомление с устройством клеточного шаблона, подготовка основания, разметка границ шаблонов, установка маяков и марок. 

 4. Расстилание и разравнивание раствора, укладка клеточных шаблонов на раствор и заполнение их плитками, осаживание плиток на раствор хлопушей. 

 В учебнике рассматриваются два вида применяемых на строительстве шаблонов: шаблон Корнешова и клеточный шаблон. Если шаблонов в мастерской нет, их можно изготовить (на 20 плиток) по описанию и рисункам, приведенным в учебнике. 

 Вводные инструктажи первого и третьего уроков мастер посвящает подробному объяснению устройства шаблонов, так как по спецтехнологии этот материал еще не изучался, подчеркивает эффективность их применения (значительное повышение производительности труда, возможность выполнять настилку полов менее квалифицированным рабочим). 

 Показывая приемы укладки плиток в шаблон Корнешова, обращает внимание на то, что каждая плитка должна находиться в ячейке между шпильками-ограничителями и опираться углами на резиновую шайбу. После переворачивания шаблона и укладки его на раствор необходимо проверить совмещение продольных и поперечных швов плиток, находящихся в шаблоне, со швами ранее уложенного покрытия. Предупреждает учащихся о необходимости аккуратно обращаться с шаблоном, чтобы не допустить его деформации. 

 Если нет условий для изучения данной подтемы в учебной мастерской, можно организовать экскурсию на строительные объекты для ознакомления с шаблонами и способами их применения. 

 Подтема 5. Дидактические задачи: закрепить первоначальные умения выполнения приемов и операций настилки плиточных полов с постепенным переходом этих умений в первоначальные навыки; углубить практические знания учащихся о технологических процессах настилки полов плитками различной конфигурации, подчеркнуть значение технологической дисциплины. 

 С целью формирования познавательной активности и пробуждения интереса к предстоящей учебной деятельности мастер заранее выдает учащимся домашние задания на выполнение эскизных рисунков покрытий полов с применением керамических плиток разных цветов и любой конфигурации и предупреждает, что по этим рисункам (после утверждения мастером) они будут выполнять фрагменты покрытия пола. 

 В качестве примера показывает образцы таких покрытий (кадры цветного диафильма "Плиточные работы") для развития художественного вкуса учащихся. 

 Учебный материал подтемы разбивает на пять уроков: 

 1. Обсуждение эскизных рисунков покрытия пола и утверждение их мастером. Составление по звеньям перечня последовательности операций и списка материалов, инструментов и инвентаря, необходимых для выполнения упражнений. Организация рабочих мест с учетом требований безопасности труда. 

 2. Выполнение подготовительных операций (подготовка основания, разметка по рисунку, устройство марок и маяков).

 3. Выкладывание фризовых и пристенных рядов фрагмента покрытия с использованием приемов самоконтроля. 

 4 и 5. Заполнение плитками фона покрытия согласно эскизному рисунку. Приемы самоконтроля в процессе и по окончании работы. 

 Первый урок. На вводном инструктаже мастер обсуждает с учащимися представленные ими рисунки покрытия пола и просит назвать, какие операции и в какой последовательности необходимо выполнить при настилке плиточного пола по этим рисункам. Затем определяет задачу первого урока. 

 Учитывая, что учащиеся уже выполнили несколько упражнений по настилке полов плитками различной конфигурации, предлагает письменно составить перечень последовательности операций по настилке плиточного пола с учетом данного рисунка покрытия и указать, какие материалы, инструменты и инвентарь при этом понадобятся. При выполнении этой самостоятельной работы (40 - 45 мин) учащиеся могут использовать наглядные пособия: плакаты с перечнем последовательности операций разных технологических процессов, инструкционно-технологические карты, макеты различных покрытий пола и учебник. 

 Затем учащиеся приступают к самостоятельной организации рабочего места, получению и подготовке к работе инструментов, материалов, инвентаря. 

 Второй и третий уроки. Мастер определяет общие задачи, стоящие перед всеми звеньями, так как до настилки фона все звенья выполняют в основном одинаковые упражнения, относящиеся к подготовительным операциям. Исключение составляет операция разметки поверхности, которая зависит от конфигурации плиток. Для предупреждения ошибок напоминает учащимся, что длина внутренней линии каждой стороны фриза должна быть такой, чтобы в ней умещалось без остатка целое число плиток, прилегающих к фризу. 

 В процессе текущего инструктажа обращает внимание на правильность разметки поверхности, так как допущенные ошибки в последующем не поддаются исправлению и потребуют переделки всей работы. Проверяет правильность пользования контрольно-измерительными инструментами и умение учащихся контролировать свою работу. 

 Четвертый и пятый уроки. В краткой беседе выясняет, что учащиеся знают о выкладывании фризовых и пристенных рядов плиток, о настилке фона с применением многогранных и неодноцветных плиток, а также о способах самоконтроля, осуществляемых в процессе работы и по ее окончании. В конце беседы напоминает о необходимости строго соблюдать технологическую последовательность действий, особенно при выкладывании фона покрытия с применением многогранных плиток. 

 Во время текущего инструктажа проверяет соблюдение звеньями технологической дисциплины (осуществление на практике составленных учащимися планов последовательности операций), умение учащихся контролировать свои действия, соответствие покрытия заданному рисунку, соблюдение требований культуры и безопасности труда. 

 В конце пятого урока, после проведения итогов изучения подтемы и выставления оценок, мастер проводит беседу по результатам изучения всей темы "Настилка полов керамическими плитками". Помогает учащимся проанализировать свои успехи, рассказать об умениях и навыках, которые они приобрели в результате выполнения упражнений.



Ещё по теме:
Проголосовать: 
Категория: Обучение плиточников и мозаичников | (22.01.2015)
Просмотров: 4961 | Теги: плитка | Рейтинг: 0.0/0