Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Логин:
Пароль:

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Обучение плиточников и мозаичников


Тема 5. Подготовка плиток к облицовке и настилке полов

 Учебно-воспитательные задачи: формирование первоначальных умений выполнения приемов сортировки, калибровки, рубки и резки плиток, подточки кромок, сверления отверстий; воспитание элементов культуры труда (аккуратности, точности, бережливости). 

 С этой темы начинается формирование профессиональных умений и навыков, поэтому она имеет большое значение для обучения профессии, так как приемы, входящие в операцию подготовки плиток к облицовке или настилке полов, будут встречаться во всех технологических процессах, выполняемых облицовщиком-плиточником. 

 На изучение материала темы учебным планом отведено 12 ч (два урока на четвертой и пятой неделях обучении). Так как занятия проводятся раз в неделю, желательно распределить материал темы так, чтобы каждое занятие имело самостоятельную цель. Например, на первом уроке можно изучить приемы сортировки, калибровки плиток и укладки их в ящики-кассеты, а на втором - приемы резки, перерубки плиток, подточки кромок и сверления отверстий. 

 Следует учитывать, что по спецтехнологии соответствующий материал учащиеся будут изучать лишь на 8 - 9-й неделях обучения (тема 5), а по материаловедению тему "Искусственные облицовочные материалы" (технические требования, предъявляемые к плиткам) - только на втором году обучения. Это обязывает мастера на вводном инструктаже первого урока дать некоторые сведения о видах облицовочных плиток, их размерах, сортах и требованиях к их качеству. В процессе подготовки к урокам прочитать по учебнику В.И. Горячева раздел "Подготовка плиток". 

 В качестве наглядных пособий рекомендуется использовать цветной диафильм "Плиточные работы", плакаты по плиточным работам и технике безопасности, карты трудовых приемов, натуральные образцы плиток, инструментов, приспособлений, плакат-таблицу требований к качеству облицовочных плиток. 

 На вводном инструктаже первого урока, дидактические задачи которого решаются на 2 уровне познавательно-практической деятельности учащихся, мастер знакомит учащихся с видами плиток для облицовки стен и настилки полов, показывает натуральные образцы плиток и соответствующие кадры цветного диафильма. Объясняет назначение операций сортировки и калибровки плиток и их влияние на качество облицовочных работ. Приемы сортировки и калибровки плиток учащиеся осваивают легко, мастер объясняет, как должно быть организовано рабочее место и какие требования предъявляются к его освещенности. Последовательность работ, рекомендуемая Картой трудовых процессов, должна быть такой: для сортировки по цвету и оттенку несколько плиток раскладывают на столе-верстаке лицевой стороной вверх, из них за образец берут одну преобладающего тона и по ней подбирают остальные. Отобранные плитки калибруют, т. е. сортируют по размеру. Объяснив устройство шаблона Афонина, мастер показывает, как правильно захватывать плитку рукой и помещать ее в шаблон, как отсортированные плитки укладывать в ящики-кассеты. Упражнения в выполнении приемов сортировки и калибровки плиток можно организовать звеньями по 2 человека: один сортирует плитки по цвету, второй - по размеру, затем меняются обязанностями. Во время текущего инструктажа мастер проверяет правильность сортировки плиток. 

 Дидактическая задача второго урока - формирование первоначальных умений выполнения приемов резки и перерубки плиток, подточки кромок и сверления отверстий в плитках (2 уровень познавательно-практической деятельности). На данном уроке учащиеся должны освоить много новых приемов. 

 Так как невозможно обеспечить одновременно всех учащихся соответствующими инструментами и приспособлениями, рекомендуется сначала провести инструктаж по всем приемам, а затем по всем приемам организовать упражнения (так называемое целостное сочетание инструктажа и упражнений). 

 Для выполнения упражнений мастер в зависимости от оснащенности мастерской и использованных на вводном инструктаже инструментов и приспособлений разбивает учащихся на группы: одна будет упражняться в резке плиток ручным резцом, вторая - с помощью плиткореза, третья - в перерубке плиток, четвертая - в просверливании отверстий, пятая - в подточке кромок. Потом группы меняются местами. 

 На вводном инструктаже мастер знакомит учащихся с темой и задачами урока, объясняет, для чего выполняют резку или перерубку плиток и сверлят в них отверстия, и обосновывает важность соблюдения точных размеров доборов и отверстий. 

 Воспитывая бережное отношение к материалам и стремление к экономному их расходованию, мастер должен предусмотреть последующее использование плиток-доборов, а также подчеркнуть необходимость использовать для доборов отбракованные плитки. Для объяснения приемов можно вначале использовать плакаты и кадры диафильма, затем показать натуральные инструменты и приспособления и объяснить их устройство, после чего перейти к показу приема на рабочем месте. 

 Объясняя приемы резки плиток, следует привлечь знания учащихся по материаловедению (строение материалов, механические свойства, в первую очередь - хрупкость) и предложить им ответить на ряд вопросов: чем и как режут стекло? почему отколы не всегда происходят по линии надреза? 

 Показывая приемы, мастер должен руководствоваться картами трудовых процессов и картами приемов труда, так как в них нашли отражение наиболее рациональные способы их выполнения. В карте трудового процесса резки керамических плиток вручную дается следующая характеристика приема труда: плиточник размечает на плитке с помощью угольника линию реза, накладывает на нее другую плитку и, используя ее грань в качестве линейки, проводит по линии победитовым резцом (рис. 2), затем вставляет плитку в захват и производит ее обломку. 

 Демонстрируя этот прием, мастер обращает внимание на то, что резцом процарапывают только слой глазури, и показывает, как держат резец в правой руке, как и с какой силой нажима передвигают его по плитке. Чтобы предупредить типичные ошибки, подчеркивает, что резцом с победитовым колесиком проводят по плитке один раз с равномерным и несильным нажимом, а резцом со вставкой из твердого сплава - два раза в одном направлении и с более сильным нажимом. 

 Предложив нескольким учащимся выполнить рассмотренный прием для проверки качества его усвоения, мастер переходит к показу приема резки керамических плиток с помощью плиткореза. Учитывая, что по спецтехнологии материал о подготовке плиток к облицовке и укладке еще не изучался, знакомит учащихся с устройством плиткореза, показывает приемы установки плитки в пазы основания прибора и разрезания ее путем нажима на рычаг и перемещения каретки. Объясняет, как получить плитку-добор точных размеров: установить ее в пазы основания так, чтобы намеченная линия реза находилась точно под лезвием роликового ножа, надрезанную плитку простучать с тыльной стороны молоточком и расколоть по линии надреза. 

 Показывает прием перерубки керамической плитки путем насечки линии раскола углом острого конца молоточка с последующим сильным ударом тупым концом молоточка по середине линии раскола, при этом внимание учащихся обращает на характер насечки: каждый удар молоточком немного заходит на след от предыдущего удара. Заканчивает объяснение материала о резке и перерубке плиток показом приемов обработки кромок разрезанных и перерубленных плиток. 

 Затем подробно объясняет и показывает приемы проделывания отверстий в глазурованных плитках с помощью развертки (отверстия до 6 мм), плиточного молотка и универсального рычажного плиткореза с устройством для сверления отверстий. Рассматривая приемы работы с плитками, мастер постоянно обращает внимание учащихся на необходимость строго соблюдать требования безопасности труда. 

 В конце вводного инструктажа еще-раз предупреждает о том, что все показанные приемы требуют точности и аккуратности в работе, которые должны стать профессиональными качествами плиточника-облицовщика. Воспитанию этих качеств способствуют упражнения, требующие особенно тщательного выполнения: например получить плитки-доборы, размеры которых должны быть точными до миллиметра. 

 Во время текущего инструктажа, наряду с проверкой освоения приемов и их элементов (рабочая поза, держание инструмента, последовательность и характер движений, выполнение требований безопасности труда), мастер обращает внимание и на результат труда, т. е. на соответствие размеров полученных плиток-доборов заданным размерам. 

 Заключает урок беседа, на которой мастер подытоживает результаты двух уроков, анализирует типичные ошибки, отмечает лучшие результаты, выставляет оценки. Чтобы привлечь учащихся к участию в беседе, можно предложить им ряд вопросов (чему вы научились за последние два урока; какие приемы работы показались вам наиболее легкими (трудными); в чем заключались трудности и сумели ли вы их преодолеть). 



Ещё по теме:
Проголосовать: 
Категория: Обучение плиточников и мозаичников | (22.01.2015)
Просмотров: 2549 | Теги: плитка | Рейтинг: 0.0/0