Учебно-воспитательные задачи: формирование умений и навыков выполнения операций подготовки, провешивания, разметки поверхностей стен, подготовки плиток к облицовке, приготовления растворов, установки плиток (штучно и с применением шаблонов), заделки швов облицовки, развитие при этом профессиональных качеств личности (ловкости, подвижности, глазомера); формирование общетрудовых умений и навыков (планирования предстоящей работы, организации труда и рабочего места, осуществления самоконтроля и контроля качества готовой облицовки, выявления и установления причин брака). Воспитание на этой основе самостоятельности, технологической дисциплинированности, чувства ответственности, коммунистического отношения к труду, товарищества и взаимопомощи, организованности, вдумчивости, точности и аккуратности, требовательности к себе.
Формирование перечисленных выше умений и навыков должно опираться на первоначальные умения и навыки, приобретенные учащимися при обучении в мастерской (тема 12). Но при изучении темы 12 основное внимание обращалось на правильное выполнение приемов и особенно их элементов (рабочей позы, хватки инструмента, характера и последовательности движений), а при изучении данной темы - на качество, ритмичность и скорость выполнения операций всего технологического процесса (3 - 4 уровень).
Теперь ведущее значение приобретают требования к качеству выполнения учебно-производственных работ, а это повышает роль самоконтроля и взаимоконтроля.
Формирование скоростных навыков требует особого внимания мастера. Чрезмерное повышение темпа может вызвать снижение качества работ и повысить утомляемость учащихся. При слишком замедленном темпе падает активность учащихся. Мастер должен учитывать индивидуальные особенности учащихся и стремиться к тому, чтобы каждый трудился в оптимально доступном ему темпе. Применение постепенно увеличивающихся ученических норм выработки, выдача звеньям нарядов на работу способствует нормальному формированию навыков с постепенным убыстрением темпа.
В перспективно-тематическом плане по данной теме должны быть отражены межпредметные связи (табл. 3).
Таблица 3. Межпредметные связи производственного обучения, спецтехнологии и материаловедения
Номер темы |
Наименование темы |
Знания, которые можно использовать при изучении темы 15 производственного обучения |
Специальная технология |
4 |
Общие сведения о плиточных и мозаичных облицовках |
Требования, предъявляемые к облицовываемым поверхностям стен; допускаемые отклонения; требования СНиП к качеству облицованной поверхности |
5 |
Подготовка поверхности под облицовку и настилку полов и стен |
Последовательность операций при подготовке разного рода поверхностей стен под облицовку; организация рабочего места и безопасность труда; механизмы, инструменты и приспособления; подготовка плиток к облицовке; складирование, хранение и перевозка плиток |
6 |
Приготовление растворов и мастик |
Технологический процесс приготовления растворов. Устройство, правила эксплуатации машин и механизмов. Требования безопасности труда. Приготовление растворов из сухих смесей |
7 |
Сведения об уровнях и нивелирах |
Назначение и устройство нивелира и уровней, правила их использования и хранения. Вынесение отметок от заданного репера. |
11 |
Облицовка вертикальных поверхностей глазурованными и другими плитками |
Виды плиточных облицовок. Элементы облицовки. Организация рабочего места. Инструменты, приспособления, инвентарь. Вынесение отметки покрытия пола, провешивание, установка маяков. Определение кратности поверхности и размеров доборов, нарезка доборов. Установка плинтусных, рядовых, угловых и карнизных плиток. Применение шаблонов и скоб. Заполнение швов и очистка облицовки. Способы проверки вертикальности облицовки |
15 |
Машины и механизмы для подачи раствора и смесей, их устройство |
Устройство, принцип действия и эксплуатация машин. Технологический процесс подачи растворов. Организация рабочего места, требования безопасности труда. |
Материаловедение |
3 |
Материалы для подготовки поверхностей |
Гвозди, проволока, проволочные сетки, применяемые в облицовочных работах |
4 |
Вяжущие материалы для приготовления растворов и мастик |
Цемент, тонкость помола, основные свойства цемента. Марки цемента, твердение, сроки схватывания. Приемка и хранение. ГОСТЫ на цементы |
6 |
Растворы и мастики |
Строительные растворы и их свойства. Цементный раствор для прослойки, состав и подвижность раствора. Способ приготовления раствора. ГОСТЫ на растворы |
5 |
Заполнители для растворов и наполнители для мастик |
Песок, его виды и назначение. Требования к песку. Способы определения пригодности песка. ГОСТЫ на заполнители для растворов |
7 |
Искусственные облицовочные материалы |
Виды, формы и размеры керамических глазурованных плиток. Технические требования к глазурованным плиткам, правила приемки и хранения. Проверка качества. ГОСТЫ на искусственные облицовочные материалы |
Облицовочные работы обычно организуют поточно-цикличным методом, при котором каждое звено выполняет все операции технологического процесса. Для производственного обучения учащихся эта форма организации труда удобна, так как позволяет мастеру организовать фронтальное выполнение звеньями учебно-производственных работ. Если учащиеся будут работать в жилых зданиях и облицовочные работы будут выполняться только в санузлах, то желательно, чтобы отведенный группе учебно-производственный участок располагался по одной лестничной клетке.
Если же они будут работать в большом помещении здания общественного или промышленного назначения, то (в зависимости от нормативных данных и отведенного времени) поверхности его стен могут быть фронтом работы нескольких звеньев.
Организация труда в ученических звеньях должна быть максимально приближена к организации труда в рабочих звеньях. Обязанности среди членов звена облицовщиков рекомендуется распределять согласно Руководству по прогрессивным методам организации и технологии облицовочных работ.
Облицовка стен глазурованными плитками по маякам или с применением шаблонов
Облицовщик 4 разряда. Провешивает и размечает поверхности с установкой маяков или шаблонов. Устанавливает плитки на раствор. Проверяет правильность установки.
Облицовщик 3 разряда. Сортирует, прирезает плитки и сверлит отверстия. Наносит выравнивающий слой на облицовываемую поверхность. Устанавливает маяки или шаблоны с последующей рядовой облицовкой поверхности совместно с облицовщиком 4 разряда.
Облицовщик 2 разряда. Подает материал. Перемешивает (приготовляет) раствор. Подготавливает поверхность под облицовку (нанесение борозд, увлажнение поверхности). Очищает и смачивает тыльную поверхность плитки. Заполняет швы между установленными плитками.
Облицовка поверхностей пакетами из плиток с предварительным размещением их на шаблоне
Облицовщик 4 разряда. Провешивает и размечает поверхности. Укладывает плитки на шаблон, наносит раствор на плитки. Устанавливает шаблон на поверхность, проверяет правильность облицовки.
Облицовщик 2 разряда. Сортирует плитки по размеру и цвету. Подает материалы, перемешивает (приготовляет) раствор. Подготовляет поверхность. Устанавливает шаблон с облицовщиком 4 разряда.
Независимо от формы организации. труда в учебном звене необходимо, чтобы члены звена периодически менялись обязанностями, поэтому мастер составляет график изменения обязанностей внутри звена.
Общая схема организации рабочего места при облицовке стен керамическими глазурованными плитками показана на рис. 148 учебника. При облицовке санузлов ящик для раствора и рамки с плитками располагают в соседнем помещении или на площадке лестничной клетки. Нижние ряды плиток рекомендуется укладывать сидя на скамейке, а выше 80 см от пола - пользуясь пристенными столиками (рис. 11), на которых можно расположить материалы.
Перечень рекомендуемого оборудования, инструментов, приспособлений и инвентаря (в скобках указано количество на звено) по теме 15
Оборудование: растворосмеситель (1 на всю группу). Механизированный инструмент: электрическая сверлильная машина (1). Ручные инструменты: шпатель стальной (1), лопатка для плиточных работ (3), штукатурный ковш (1), штукатурная лопатка (3), клещи-кусачки (1), стальная растворная лопата (1), скарпель (1), молоток кирочка (1), слесарное зубило (1), малый молоток (1), роликовый стеклорез (1), отрезовка (1), резиновая пластинка или шпатель (1), царапка (1), кисть-макловица (1), стальная щетка (1), плиткорез (1), захват для разламывания плиток (1), Контрольно-измерительные инструменты: складной метр (1), рулетка (1), гибкий (водяной) уровень (3 на группу), строительный уровень (1), отвес О-200 (1), правило (1), капроновый шнур в корпусе (1), стальной угольник (1). Инвентарь и приспособления: шаблон для облицовки (1), шаблон для сортировки плиток (1), скобы Скребцова (30), штыри для натягивания шнуров (6), металлический ящик для раствора (1), столик-ящик (1), ведро (1), скамеечка (1), контейнер для плиток (1).
Основной учебно-технологической документацией при изучении данной темы является инструкционно-технологическая карта на облицовку стен глазурованными плитками (см. приложение 1).
На вводных инструктажах рекомендуется максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся для развития их самостоятельности в выполнении учебно-производственных работ. Чтобы настроить учащихся на самостоятельный производительный труд, сразу же после объявления темы и объяснения цели занятия мастер выдает звеньям задания (наряды) на работу, объясняет, какие требования предъявляются к их выполнению. На первом занятии по теме показывает учащимся фронт предстоящей работы (хотя бы одного звена), затем предлагает им продумать последовательность и способы выполнения задания и высказать по этому поводу свое мнение. На это отводится 5 - 6 мин. Поставленная перед учащимися практическая проблема заставляет их активно мыслить, вспоминать ранее приобретенные знания и умения, сравнить предстоящие работы с ранее выполняемыми, выявить незнакомое, неясное и сформулировать вопросы мастеру (4 уровень).
Если учащиеся уже привыкли планировать свою деятельность, то вначале у них должны возникнуть вопросы по организации рабочего места, оснащению его необходимым инструментом, инвентарем, приспособлениями, материалами, по рациональному размещению их на рабочем месте с учетом его размеров. Необходимо, чтобы при этом были выявлены знания ими требований безопасности труда, предъявляемых к инструментам и рабочему месту. Затем они должны обсудить порядок выполнения самой операции. Если, например, в задании идет речь об установке рядовых плиток (имеется в виду, что все предыдущие операции уже выполнены учащимися и плитки первого маячного ряда установлены), учащиеся должны сказать о необходимости натягивания шнура-причалки для укладки второго ряда. Тех, кто неправильно или неполностью осветил вопрос, дополняют другие. Мастер следит за тем, чтобы ответы учащихся были полными. Например, сообщение о том, что плитку перед установкой увлажняют, необходимо дополнить: объяснить, для чего и как это делают.
Способы осуществления самоконтроля должны быть постоянно в центре внимания.
Во время беседы необходимо выяснить, в каких вопросах учащиеся чувствуют себя неуверенно, и при необходимости объяснить, а если нужно, показать отдельные приемы на рабочем месте одного из звеньев.
Такая беседа должна подготовить учащихся к самостоятельному выполнению задания на своих рабочих местах. В необходимых случаях они могут прибегнуть к помощи инструкционно-технологической карты. С картой в целом они знакомятся на первом занятии по данной теме. В дальнейшем целесообразно выдавать звеньям выдержки из карты на выполняемые операции.
Во время текущего инструктажа по данной теме мастер проверяет правильность организации рабочего места и выполнение требований безопасности труда; соблюдение технологической последовательности облицовки стен, правильность выполнения приемов установки плиток, применение способов самоконтроля, особенно при установке плиток на место; умение пользоваться правилом, отвесом и уровнем. Наблюдает за распределением обязанностей в звеньях и следит за своевременной сменой обязанностей среди членов звена (соответственно с графиком), контролирует качество работы и выполнение ученических норм.
В процессе текущего инструктажа мастер должен выявлять причины отставания отдельных учащихся по качеству и темпам выполнения работ. Для этого он проверяет правильность усвоения ими приемов труда (рабочую позу, захват плитки, точность движения при перемещении плитки из горизонтального положения в вертикальное).
Наиболее типичная ошибка учащихся - неправильное осаживание плитки на раствор в результате надавливания на один ее конец: образуется перекос плитки, при попытке исправить который заглубляется вся плитка, после чего ее приходится снимать, удалять раствор и всю операцию начинать сначала. Неудачи в работе сказываются на настроении учащегося и вызывают негативное отношение к профессии. Своевременный анализ причин допускаемых учащимися ошибок и помощь в их исправлении - важный элемент работы мастера.
В период текущего инструктажа мастер также наблюдает за развитием личных профессиональных качеств учащихся: подвижностью, ловкостью, глазомером. Для развития глазомера учащиеся должны чаще проверять выполняемую работу сначала на глаз, а затем соответствующим инструментом (уровнем, отвесом, правилом).
Во время заключительного инструктажа мастер анализирует работу за день, показывает лучшие образцы работы, оценивает культуру труда в звеньях, приводит примеры проявления товарищества и взаимопомощи. Большую воспитывающую роль играют оценки, выставляемые за каждую выполненную операцию с учетом качества работ и выполнения ученических норм.
Задания на дом не должны копировать задания по спецтехнологии, нужно тщательно продумывать их содержание и давать только тогда, когда в этом есть необходимость. Например, к первому занятию по данной теме можно предложить учащимся составить таблицу требований к поверхностям, подлежащим облицовке керамическими глазурованными плитками; к началу изучения операции 3 (по технологической карте) - повторить приемы вынесения отметки чистого пола и т. д.