Основные обязанности и права мастера определяются "Положением о мастере производственного обучения профессионально-технического учебного заведения системы Госпрофобра". Другим документом, которым руководствуется мастер в своей деятельности, является "Инструкция о планировании и учете учебно-воспитательной работы в профессионально-технических учебных заведениях".
Основными государственными документами, определяющими процесс производственного обучения при подготовке облицовщиков-плиточников и облицовщиков-мозаичников, являются учебный план, квалификационная характеристика, программа производственного обучения.
Учебный план содержит наименование предметов теоретического и производственного обучения, которые подлежат изучению, с указанием числа учебных часов, отводимых на производственное обучение за весь период обучения и по отдельным предметам. Квалификационные характеристики облицовщика-плиточника 4-го разряда и облицовщика-мозаичника 3-го разряда (уровни квалификации, которые присваиваются по окончании училища) составлены в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (выпуск 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы"). Учебная программа определяет содержание учебного материала и последовательность изучения отдельных тем.
Необходимость соблюдения требований программы не исключает творческого подхода к изучаемому материалу. Мастер имеет право по согласованию с методической комиссией училища вносить некоторые изменения в программный материал: исключать устаревшие сведения, знакомить учащихся с новыми отделочными материалами, оборудованием, приемами работ, изменять очередность изучения тем программы в зависимости от возможностей отработки определенных умений и навыков на объектах базовых предприятий. Однако все эти изменения не должны снижать общий уровень подготовки учащихся или сокращать объем получаемых ими знаний, полноту умений и навыков, необходимых для овладения профессией.
Программой предусматривается производственное обучение в учебных мастерских и на объектах строительства. Мастер в своей работе руководствуется документами, в которых отражаются содержание, формы и методы производственного обучения. К ним относятся. перечень учебно-производственных работ, перспективно-тематический план, план производственного обучения на месяц, план работы на день (план урока), график отработки тем отдельными учащимися, технологическая карта на выполнение работ по данной теме (в мастерских и на объекте), график перемещения учащихся по рабочим местам (на строительном объекте), перечень учебных мест и производственных работ для учащихся, обучаемых на строительстве, программа предвыпускной производственной практики. Эти документы мастер разрабатывает на основе органической связи производственного обучения со специальной технологией, материаловедением и общеобразовательными предметами (физикой, химией и др.).
При подготовке облицовщиков в средних профтехучилищах используются в основном такие организационные формы производственного обучения, как уроки и занятия различных типов, экскурсии, проверочные работы, пробные квалификационные работы. Существенной частью уроков и занятий является инструктаж (вводный, текущий, заключительный). При этом используются различные виды организации учебной работы (групповые, звеньевые, индивидуальные). Успешной организации производственного обучения способствует оптимальное сочетание фронтальной, фронтально-звеньевой и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся.
Решению поставленных на уроках учебно-воспитательных задач способствует правильный выбор методов и методических приемов в зависимости от периода обучения, дидактических и воспитательных целей уроков, имеющихся наглядных пособий, уровня подготовки группы.
Содержание производственного обучения заключает в себе большие возможности для воспитания у учащихся чувства ответственности за выполняемую работу, дисциплинированности, настойчивости в достижении поставленной цели, стремления к новому.
При обучении в мастерских и на строительных объектах необходимо прививать учащимся навыки культуры труда: бережное отношение к инструментам, механизмам, приспособлениям и инвентарю (правильное использование и хранение, тщательный уход во время и после работы); экономное расходование материалов, сочетающееся с точной дозировкой приготовляемых составов; рациональная организация рабочего места; строгое выполнение всех требований безопасности труда; умение контролировать свои действия; чувство товарищества и взаимопомощи.
Эффективность урока во многом зависит от правильной постановки дидактических и воспитательных задач, подготовки фронта работ и технической документации. Рекомендуется программный материал дополнять сведениями о научно-техническом прогрессе в производстве облицовочных работ, методах работы новаторов, о нравственных нормах и отношениях в комплексных бригадах, работающих на основе хозрасчета, а также в бригадах коммунистического труда.
Каждый структурный элемент урока должен нести воспитательную нагрузку. Воспитательная задача вводного инструктажа - мобилизация учащихся на выполнение предстоящего задания. Усвоение каждого рабочего приема имеет не только учебное, но и воспитательное значение для формирования таких качеств, как аккуратность и тщательность в работе, бережное отношение к материалам и инструментам, соблюдение требований безопасности труда.
Одна из задач текущего инструктажа - организация деятельности учащихся звеньевым методом, что способствует установлению между ними практических деловых отношений (участие в общей работе, взаимопомощь, взаимоконтроль и т. д.). Во время заключительного инструктажа большую воспитательную роль играют коллективный анализ и оценка труда учащихся по таким показателям, как качество выполнения заданий, выполнение норм выработки, экономия и бережливость, трудовая дисциплина, взаимопомощь в труде. Конкретные указания по проведению вводного, текущего и заключительного инструктажей даны в методических рекомендациях к отдельным темам программы производственного обучения.
В процессе обучения на строительном объекте учащихся знакомят со строящимся объектом, объясняют значение отделочных работ (влияние их качества и своевременного выполнения на качество и срок сдачи всего объекта в эксплуатацию). Для повышения личной и коллективной ответственности учащихся организуют пооперационную проверку внутри звеньев и взаимопроверку между звеньями соответствия качества выполняемых ими работ требованиям строительных норм и правил (СНиП).
Ответственный этап в трудовом воспитании будущих рабочих - производственная практика на базовом предприятии. Этот период следует использовать для активного приобщения учащихся к традициям рабочего коллектива, к овладению его производственным и нравственным опытом.
Формирование умений и навыков будущих облицовщиков-плиточников и мозаичников в соответствии с программой производственного обучения происходит в три этапа, каждый из которых имеет свои дидактические задачи:
1. Обучение в учебных мастерских. Формирование общих представлений об основных элементах труда облицовщика-плиточника и мозаичника, первоначальных умений и навыков выполнения приемов облицовочных работ.
2. Обучение на строительстве. Закрепление полученных умений и навыков, формирование элементов скорости и ритмичности в работе. Формирование сложных умений выполнения комплексов операций и технологических процессов.
3. Предвыпускная производственная практика. Совершенствование приобретенных умений и навыков. Выработка способности переносить их в новые условия работы, с новыми материалами, инструментами, механизмами.
На 1 этап отводится 23,8% времени, на 2 этап - 51,5, на 3 - 24,7% от времени на весь курс обучения.
В учебных мастерских у учащихся в процессе последовательного освоения приемов и способов выполнения плиточных и мозаичных работ формируются первоначальные умения и навыки по выполнению отдельных рабочих приемов и операций. Занятия в учебных мастерских мастер начинает с вводного инструктажа: рассказывает о назначении изучаемых приемов и операций, последовательности их выполнения, применяемых при этом инструментах и материалах; организации и содержании рабочего места; требованиях безопасности труда при освоении первоначальных умений и навыков выполнения работ; способах контроля и самоконтроля; показывает приемы выполнения изучаемых операций и их комплексов. Инструктаж сопровождает показом образцов инструментов и приспособлений, отделочных машин, отделочных материалов, тренажеров, наглядных пособий (моделей, плакатов, схем, инструкционно-технологических карт), кино- и диафильмов.
Процесс формирования умений и навыков - определяющий в учебной деятельности учащихся, поэтому основными методами производственного обучения являются практические упражнения в выполнении трудовых приемов, операций и их комплексов, сопровождаемые текущим инструктажем мастера.
Наибольшее количество учебных часов отводится 2 этапу - обучению на строительстве. В этот период нередко встречаются сложности в обеспечении учащихся фронтом работ, необходимым для отработки отдельных умений и навыков.
Как показывают практика и теоретические исследования, прочные профессиональные навыки могут быть сформированы при соблюдении ряда условий. Например, учащиеся должны четко осознать цели, ради которых формируется навык, понять значение совершаемых действий для овладения определенным учебным материалом. Прочность приобретенного навыка зависит от количества и качества выполненных упражнений. В процессе выполнения упражнений учащиеся должны руководствоваться определенным планом, хорошо понимать последовательность рабочих операций, не повторять их механически. Все действия учащихся должны быть осознанными. Если приемы и операции отрабатываются осознанно, по плану, то навык формируется быстрее и успешнее.
В методических рекомендациях указаны учебно-воспитательные задачи всех тем программы производственного обучения, Кроме того, в указаниях к темам отражены рекомендуемые уровни организации деятельности учащихся, необходимые для достижения определенной (планируемой) степени сформированности профессиональных умений и навыков.
Распределение учебного материала по уровням имеет цель показать мастеру значимость формируемых знаний, умений и навыков для приобретения профессии. Учебная и производственная деятельность учащихся на уроках преследуют как познавательные, так и практические цели. В начале обучения учащиеся знакомятся и получают общие представления о рабочих операциях и их составных частях, а к концу обучения они должны уметь самостоятельно вести трудовые процессы. Повышение степени самостоятельности учащихся возможно лишь путем постепенного повышения сложности производственных заданий, применения эффективных методов обучения и выполнения достаточного количества упражнений.
Учебный материал производственного обучения для подготовки облицовщиков-плиточников и мозаичников разбит на четыре уровня. Каждому уровню соответствуют свои учебно-воспитательные задачи:
1. Общее представление о мастерской, оборудовании, инструментах, механизмах, видах работ, ознакомление с элементами трудовых приемов и операций.
2. Формирование первоначальных умений и навыков выполнении плиточных и мозаичных работ.
3. Совершенствование полученных ранее первоначальных умений и навыков, создание условий для формирования скорости и ритмичности выполнения трудовых операций при соблюдении требований к качеству работ.
4. Формирование элементов творчества при выполнении производственных заданий, способности применять полученные ранее умения и навыки при работе в различных условиях работы, с новыми материалами, инструментами, механизмами.
Таким образом, учебный материал распределен по уровням планируемой познавательно-практической деятельности учащихся в зависимости от сложности поставленных учебно-воспитательных задач. Обучение в учебных мастерских в основном соответствует 1 и 2 уровню познавательно-практической деятельности, на строительных объектах - 3 и 4. Каждому уровню познавательно-практической деятельности соответствуют свои организационные формы, методы и методические приемы.
В соответствии с определенным уровнем познавательно-практической деятельности постепенно повышают степень самостоятельности учащихся в планировании предстоящей работы, в организации рабочего места, в выборе рациональных способов выполнения отдельных операций; учат их работать со справочной литературой, инструкционно-технологической документацией, вести самостоятельные наблюдения. При знакомстве с новой трудовой операцией перед учащимися ставят познавательные задачи, которые потребуют от них сравнить или обобщить ранее усвоенные знания, дать свои предложения по их практическому решению. На этапе формирования сложных умений учащиеся приобретают навыки самостоятельно находить типичные приемы поиска и анализа путей ликвидации неисправностей в работе механизмов, причин появления дефектов в работе, устанавливать причины брака.
Наиболее ответственным в формировании профессиональных умений и навыков, необходимых для применения в производственных условиях после окончания училища, является учебный материал, требующий 4 уровня познавательно-практической деятельности учащихся. Умения и навыки этого уровня могут быть сформированы главным образом во время предвыпускной производственной практики. Необходимо организовывать деятельность учащихся на практике с учетом учебно-воспитательных задач высокого уровня, требующих от учащихся выполнения заданий не только быстро и качественно, но и с применением элементов творчества.
В процессе производственного обучения мастеру необходимо постоянно использовать карты трудовых процессов, типовые технологические карты на облицовочные работы, издаваемые централизованно Госстроем. Большую помощь окажет ему применение инструкционно-технологических карт по облицовочным работам.
Эффективность производственного обучения зависит от умения мастера решать поставленные учебно-воспитательные задачи. Такие умения развиваются не только во время специально организованных занятий по повышению квалификации мастеров производственного обучения, но и путем самообразования. Пополнить запас педагогических и научно-технических знаний мастеру поможет литература, список которой приведен в конце книги, журналы "Профессионально-техническое образование", "Строитель" и другие.
СНиП II-66 - 78 для проектирования профессионально-технических и средних специальных учебных заведений не содержит указаний по проектированию учебных мастерских, поэтому требования к мастерским определяются на основе необходимости успешной организации процесса производственного обучения в соответствии с программой для подготовки облицовщиков-плиточников и мозаичников.
Для организации производственного обучения достаточно удобны мастерские с Ш-образными кабинами. Если внутреннюю перегородку между двумя кабинами сделать съемной, создаются условия для организации обучения по звеньям. На рис. 1 представлен вариант мастерской для подготовки облицовщиков-плиточников и мозаичников с размерами в плане 9 х 20 м. Размеры кабин (2,5 х 2,5 м²) позволяют организовывать обучение по звеньям. Каждую стенку кабины рекомендуется выполнить из разных материалов: бетона, кирпича и дерева. Показанное на рисунке расположение кабин облегчает мастеру наблюдение за группой учащихся, проведение общего инструктажа во время отработки приемов. К кабинам удобно доставлять инвентарь и материалы. Ряд первоначальных умений по устройству полов может быть сформирован путем упражнений на площади пола между кабинами.
Рис. 1. Учебная мастерская облицовщиков-плиточников и мозаичников: 1 - стол мастера, 2 - тематический шкаф, 3 - подиум с выдвижной платформой, 4 - демонстрационный стенд
Рабочее место мастера расположено на подиуме с выдвигаемой частью, в которой смонтированы складные сиденья для учащихся. В мастерской отведено место для демонстрации механизмов и приспособлений, электрифицированных машин.
Для удобства уборки мастерской примерно в центре пола устраивают напольный трап для стока воды. При мастерской имеется подсобное помещение для хранения оборудования и материалов. На рисунке не показано помещения со шкафчиками для сменной одежды учащихся, которое обязательно должно учитываться при проектировании мастерских для облицовочных работ.
В мастерских используют учебный раствор состава 1:2 (глина : песок). Это позволяет экономить цемент и облегчает удаление выполненных в ходе упражнений плиточных покрытий. При этом мастер должен постоянно напоминать учащимся о разнице между учебным и реальным раствором, о технических требованиях, предъявляемых к реальному раствору.
Огромное значение для формирования прочных профессиональных знаний, умений и навыков имеет постоянная связь мастера производственного обучения с преподавателями других смежных дисциплин, но особенно спецтехнологии и строительного черчения. Такие связи находят отражение в планировании производственного обучения (увязывание сроков изучения отдельных тем с другими предметами) и использовании знаний, полученных по смежным предметам, при производственном обучении.
Важный этап производственного обучения - проверка степени сформированности у учащихся профессиональных и общетрудовых умений и навыков путем проведения проверочных и контрольных работ. Проверочные работы проводят в соответствии с программой один раз в конце полугодия. Мастер под руководством старшего мастера составляет перечень (содержание) проверочных работ, который затем рассматривается на методической комиссии и утверждается директором училища.
Проверочные работы в конце первого и второго полугодия первого курса проводятся в мастерской. Цель первой работы - проверка сформированности у учащихся первоначальных умений выполнения приемов вспомогательных операций (подготовка инструмента, облицовочных плиток, поверхностей и приготовление растворов), второй - основных операций, входящих в процессы настилки полов и облицовки вертикальных поверхностей. Одновременно проверяют знания и выполнение требований безопасности труда, организацию и чистоту рабочего места, умение пользоваться инструментами и приспособлениями.
Третью, четвертую и пятую проверочные работы проводят на строительстве для проверки умений и навыков выполнения технологических процессов плиточных и мозаичных работ и их комплексов. При оценке проводимых на строительстве проверочных работ учитывают не только правильность выполнения приемов, но и качество выполняемых работ, производительность труда (выполнение ученических норм), соблюдение технологической дисциплины, умение пользоваться высокопроизводительными инструментами и приспособлениями, соблюдение требований безопасности труда, умение осуществлять самоконтроль и проверять качество выполненных работ, умение применять полученные знания на практике.
Учитывая условия работы на строительных объектах, проверочные работы могут быть организованы не одновременно для всех учащихся, а в различные сроки, установленные дирекцией училища. Если проверочная работа требует участия в ней двух человек (звена), то второй учащийся выполняет только вспомогательные, подсобные работы, которые не входят в задание. Потом учащиеся меняются местами. Для наблюдения за ходом проверочных работ дирекция училища выделяет ассистента-мастера смежной группы или преподавателя.
Контрольные работы проводят эпизодически по решению вышестоящих организаций или директора училища. Содержание этих работ разрабатывают организации, которые планируют их проведение.