Учебно-воспитательные задачи: ознакомить учащихся с контрольно-измерительным инструментом, сформировать первоначальные умения выполнять приемы работы с ним и умения контролировать горизонтальность и вертикальность линий и плоскостей; воспитывать бережное отношение к инструментам, точность и аккуратность в работе, развивать у учащихся пространственное воображение (2 уровень познавательно-практической деятельности).
Профессиональное значение темы заключается в том, что умение пользоваться контрольно-измерительными инструментами необходимо для осуществления ряда подготовительных операций всех технологических процессов плиточных и мозаичных работ, а также для осуществления самоконтроля готовой продукции.
С вопросами формирования контрольно-измерительных умений, их тесной связи с проблемой самоконтроля можно познакомиться в книге С.А. Шапоринского "Вопросы теории производственного обучения".
На изучение темы учебным планом отведено 24 ч (4 урока) - с 6-й по 9-ю неделю обучения. Как и в предыдущей теме, целесообразно так распределить материал темы по урокам, чтобы каждый из них имел самостоятельную дидактическую задачу. Примерный план распределения материала темы 6 по урокам и дидактические и воспитательные задачи уроков:
1. Строительные уровни, их назначение, устройство и способы использования. Формирование первоначальных умений использования уровней для контрольно-измерительных операций. Воспитание бережного отношения к инструменту и точности в работе.
2. Гибкий (водяной) уровень, принцип устройства и способ применения. Вынесение отметки чистого пола по реперу. Формирование первоначальных умений вынесения отметки покрытия пола по реперу с помощью гибкого (водяного) уровня.
3. Отвес, его устройство и применение. Приемы провешивания поверхностей. Формирование первоначальных умений провешивания вертикальных поверхностей. Воспитание привычек самоконтроля, точности, аккуратности. Развитие пространственного воображения.
4. Разметка поверхности и определение размеров плиток-доборов. Формирование первоначальных умений выполнения приемов разметки поверхностей.
При изучении материала темы следует учитывать, что знания об уровнях и нивелирах по спецтехнологии (тема 7) учащиеся получают лишь на 12-й неделе обучения, поэтому мастер при подготовке к урокам знакомится с текстом учебника о строительном и гибком (водяном) уровнях. Учебный материал об уровнях несложен, после объяснения мастера и показа приемов работы с уровнями учащиеся смогут приступить к изучению приемов работы с уровнем путем упражнений. Что касается устройства нивелиров,то без предварительного изучения этих вопросов по спец-технологии невозможно формирование умений и навыков работы с ним. Поэтому рекомендуется на втором уроке, после знакомства учащихся с вынесением отметки чистого пола по реперу с помощью гибкого (водяного) уровня, сказать о том, что в больших помещениях эту операцию выполняют с помощью нивелира, подробные сведения о котором они получат на уроках спецтехнологии.
Первый урок. На вводном инструктаже мастер знакомит учащихся с темой и задачами ее изучения. Чтобы возбудить интерес к изучению материала темы, объясняет, какое значение для овладения профессией имеет умение пользоваться контрольно-измерительными инструментами.
Рассказывает об устройстве строительного уровня, показывает две основные его части - две ампулы, одна из которых, расположенная горизонтально, служит для проверки горизонтальности поверхностей или линий, а вторая, расположенная вертикально, - для проверки их вертикальности. Объясняет способ проверки исправности уровня: помещает уровень на горизонтально установленную рейку так, чтобы пузырек находился в среднем положении между штрихами шкалы, контур корпуса уровня обводит карандашом, после чего уровень поворачивает на 180 градусов и устанавливает строго по намеченному контуру. Если при этом пузырек снова занимает среднее положение, значит, показания уровня правильные.
Способ применения уровня показывается на демонстрационном щите или любой горизонтальной поверхности, доступной для обозрения учащимися. На вертикально установленном демонстрационном щите мастер заранее проводит мелом горизонтальную или близкую к горизонтальной линию или натягивает шнур и объясняет учащимся, что в практике плиточных работ часто приходится проверять горизонтальность линий (например, швов облицовки или натянутого шнура-причалки). Приложив к проверяемой поверхности или линии двухметровую рейку с установленным на ней уровнем, мастер предлагает одному из учащихся по положению пузырька в горизонтальной ампуле определить горизонтальность линии или поверхности. Лучше показ проводить со шнуром-причалкой, который легче передвигать, пока не будет достигнута горизонтальность шнура.
В заключение следует сказать о том, что срок службы уровня 24 месяца, что его нужно хранить в футляре и оберегать от резких толчков и ударов.
Для предупреждения ошибок в использовании строительного уровня следует обратить внимание учащихся на то, что положение уровня на рейке должно быть постоянным на все время проведения измерений: один и тот же конец уровня должен быть все время направлен к одному и тому же концу рейки, а само положение уровня отмечают на рейке двумя чертами (спереди и сзади уровня) .
В конце вводного инструктажа мастер проверяет понимание учащимися устройства и приемов использования строительного уровня. Один только показ мастером контрольно-измерительных операций не может научить учащегося правильно проводить измерения. Для этого необходимо понимание принципа действия инструмента и приемов его использования.
Для формирования первоначальных умений пользования строительным уровнем мастер организует тренировочные упражнения по звеньям. Задания для упражнений могут быть примерно такими:
1. Проверить горизонтальность пола кабины, если есть отклонения, указать его размеры. 2. Забить два гвоздя на стене кабины на расстоянии 1,5 м один от другого так, чтобы они находились на одной горизонтальной линии. 3. Сделать отметку на одной из стен кабины, отметив от пола 1000 мм. Пользуясь этой отметкой и уровнем, сделать отметки на других стенах кабины и соединить их линиями, которые должны находиться в одной горизонтальной плоскости.
В конце вводного инструктажа после выдачи звеньям заданий мастер инструктирует учащихся о порядке выполнения заданий, организации рабочего места и требованиях безопасности труда.
Во время текущего инструктажа основное внимание обращает на правильное пользование уровнем и бережное к нему отношение.
В целях воспитания важного для плиточника личного качества рабочего - точности в работе обращает внимание и всячески поощряет точность выполнения задания. Звенья, точно выполнившие задания, отмечает в заключительной части урока.
Второй урок. На вводном инструктаже восстанавливает в памяти учащихся знания о строительном уровне и способах его применения, для чего задает ряд вопросов:
Для чего применяют в плиточных работах уровень? Какие части уровня являются основными? Что находится в ампулах уровня? Где должен находиться воздушный пузырек при горизонтальном положении уровня? Как пользоваться строительным уровнем для проверки горизонтальности? Какие правила соблюдают при переноске строительного уровня?
Объявив тему и задачи урока, подробно объясняет устройство гибкого уровня, добиваясь, чтобы учащиеся сами назвали физический закон, который лежит в основе устройства уровня. Показав и объяснив приемы пользования гибким уровнем (рис. 3), проверяет, как учащиеся усвоили этот материал.
Рис. 3. Внесение отметки чистого пола с помощью гибкого (водяного) уровня: 1 - рейка, 2 - визирка, 3 - шланг, 4 - промежуточная установка уровня, 5 - превышение точки А1 над точкой Б
Затем переходит к объяснению второй части темы урока - вынесению отметки чистого пола в отделываемое помещение. Прежде всего объясняет, что такое реперная отметка (или репер) и для чего она служит, показывает, как с помощью гибкого. уровня эту отметку выносят на стены отделываемого помещения, как по этой отметке определяют уровень покрытия пола и устанавливают маячную реперную плитку.
Для предупреждения возможных ошибок обращает внимание учащихся на следующее: при заполнении уровня водой до нулевой отметки вода должна вытеснить весь воздух из резиновой трубки, в противном случае показания уровня будут неточными; после наполнения уровня водой крышки визирок плотно завинчивают до упора, но при работе с уровнем крышки отвинчивают настолько, чтобы имеющееся в каждой трубке отверстие было открыто для выхода воздуха из визирки; отметки на стене делают только после полного прекращения колебаний воды в визирках.
Третий урок. Учитывая сложность материала третьего урока и отсутствие у учащихся соответствующих знаний по спецтехнологии, рассмотрим примерный план его проведения.
Тема урока. Отвес, его устройство и применение. Приемы провешивания поверхностей
Дидактические задачи: формирование первоначальных умений провешивания вертикальных поверхностей. Воспитание привычки самоконтроля, личных качеств - точности и аккуратности. Развитие пространственного воображения.
Цели урока, объявляемые учащимся (написать на доске или вывесить в виде плаката): 1. Научиться правильно пользоваться отвесом. 2. Усвоить назначение провешивания поверхностей перед их облицовкой. 3. Усвоить назначение гвоздей, забиваемых в провешиваемую поверхность, и инвентарных маяков. 4. Научиться забивать гвозди так, чтобы шляпки их находились в одной плоскости (плоскости будущей облицовки). 5. Научиться натягивать шнуры по шляпкам гвоздей. 6. Научиться контролировать плоскость будущей облицовки по шляпкам забитых гвоздей и шнурам, натянутым по диагоналям поверхности.
I. Организационная часть: проверка наличия учащихся по журналу, осмотр внешнего вида (5 мин).
II. Вводный инструктаж (35 - 40 мин):
1. Объявить тему урока и его учебные цели.
2. Для установления связи с пройденным материалом опросить учащихся (какие контрольно-измерительные инструменты вы знаете; для чего применяют уровни и каких видов они бывают; в каких случаях рационально применить строительный уровень с правилом и в каких - гибкий уровень).
3. Показать отвес, назвать его части и объяснить назначение.
4. Показать, как правильно пользоваться отвесом (приемы проверки вертикальности).
5. Объяснить назначение операции провешивания поверхностей перед их облицовкой.
6. Показать макет провешивания поверхностей и объяснить назначение гвоздей, забиваемых в поверхность, и инвентарных маяков.
7. Показать на чертеже в разрезе зависимость глубины забивки гвоздей от неровностей поверхности.
8. Объяснить, почему шляпки забиваемых гвоздей должны отстоять от поверхности на толщину слоя раствора, на котором крепятся плитки (прослойки), и толщины плитки. Так как на поверхности имеются неровности, то и толщина прослойки может быть разной: на выступах она должна быть не менее 7, а во впадинах - не более 15 мм.
9. Показать приемы забивки верхних гвоздей с учетом толщины прослойки и плитки.
10. Показать приемы опускания отвесов со шляпок верхних гвоздей (помогают двое звеньевых).
11. Показать приемы забивки нижних и промежуточных гвоздей под шнур отвеса.
12. Показать приемы натягивания шнуров между верхними, промежуточными гвоздями и по диагоналям.
13. Объяснить, что будущая, а пока воображаемая, поверхность облицовки должна проходить по натянутым шнурам и если отдельные неровности поверхности выходят за пределы представляемой плоскости, их срубают или оттягивают верхние гвозди, а вслед за ними и все остальные.
14. Показать приемы использования инвентарных маяков.
15. Рассказать о требованиях безопасности труда, которые нужно выполнять при провешивании поверхностей.
16. Выдать задания для выполнения упражнений и расставить звенья по рабочим местам.
III. Выполнение учащимися тренировочных упражнений по освоению приемов работы с отвесом (45 мин):
3адание 1. Проверить вертикальность угла кабины. Найти отклонение линии угла от вертикали.
3адание 2. Забить гвоздь в стену кабины на расстоянии 15 см от потолка так, чтобы шляпка гвоздя отстояла от поверхности на 18 мм. Со шляпки гвоздя опустить отвес и под шнур отвеса забить два гвоздя: один на расстоянии 20 см от пола, а второй по середине между верхним и нижним гвоздями.
Во время индивидуально-звеньевого инструктажа проверить правильность приемов работы с отвесом и точность измерений.
IV. Коллективный текущий инструктаж (10 - 15 мин):
1. Обобщить результаты выполнения тренировочных упражнений, указать на недостатки, при необходимости повторно показать выполнение наиболее сложных приемов.
2. Выдать задание 3 и дать объяснения по этому заданию.
3адание 3. Проверить провешиванием одну из стен кабины. С помощью шнуров определить положение поверхности будущей облицовки.
V. Выполнение учащимися упражнений по освоению приемов провешивания поверхностей (135 - 140 мин).
Во время текущего инструктажа мастер проверяет организацию рабочего места, правильность выполнения приемов забивки гвоздей и натягивания шнуров, точность измерений, соблюдение требований безопасности труда, умение видеть по шляпкам гвоздей и натянутым шнурам поверхность будущей облицовки.
VI. Заключительная часть урока (20 - 25 мин):
1. Подвести итоги урока, отметить положительные результаты, назвать наиболее характерные ошибки и проанализировать их причины. Особое внимание уделить точности выполненных измерений. Объявить оценки.
2. Задание на дом: повторить материал о вынесении отметок чистого пола.
3. Уборка рабочих мест и мастерской.
Примечание. Для выполнения упражнений обеспечить каждое звено следующими инструментами и материалами: отвес - 1 шт.; складной метр или измерительная линейка - 2 шт.; молотки - 2 шт.; гвозди; шнуры.
Четвертый урок. На вводном инструктаже мастер объясняет цели разметки поверхности и ее значение для качественного выполнения облицовочных работ, обращает внимание на то, что предварительная разметка поверхности помогает расположить неполномерные плитки-доборы в менее заметных местах.
Разметку вертикальных поверхностей можно показать на демонстрационном щите; на нем должны быть определены границы стены, а снизу - прибита опорная рейка. Чтобы заинтересовать учащихся и заставить их мыслить, целесообразно задать им вопрос: как можно определить кратность длины стены размерам плиток. Наиболее вероятно, что ответ будет таким - нужно измерить длину стены и разделить полученные размеры на размеры плитки, получится число плиток, которое может уместиться в одном ряду облицовки. По существу ответ правилен, но в нем не учтены размеры швов, которые должны быть между плитками, и неясно, как использовать остаток, полученный при делении. Разъяснив это учащимся, мастер показывает более простой способ определения кратности и разметки путем раскладывания плиток первого ряда облицовки насухо, опирая их на прибитую рейку. Почему раскладывание начинают от середины ряда и идут в обе стороны с соблюдением размеров швов, учащимся станет ясно, когда с двух концов ряда останутся равные не заполненные плитками участки для плиток-доборов.
Показывая разметку пола, мастер объясняет, что полы бывают неправильной геометрической формы, поэтому прежде всего проверяют их прямоугольность, для чего учащиеся должны вспомнить из математики свойства прямоугольника (равенство диагоналей). Следовательно, для проверки прямоугольности пола измеряют и сравнивают его диагонали. Затем мастер показывает прием проверки прямоугольности пола путем натягивания шнуров по его диагоналям и приемы разметки прямоугольного пола. Более сложные способы разметки полов, имеющих неправильную геометрическую форму, предварительно должны быть изучены в курсе спецтехнологии.
Упражнения учащиеся выполняют звеньями. Задания могут быть такими: сделать разметку стен кабины и определить размеры плиток-доборов; проверить прямоугольность пола кабины и сделать разметку прямоугольной части пола.
Во время текущего инструктажа мастер обращает внимание на правильную последовательность раскладывания плиток, начиная со средней линии стены, на расстояние между плитками (оно должно равняться заданным размерам швов), на точность измерения размеров доборов.
В заключительной части урока подводит итоги изучения материала темы, анализирует успеваемость звеньев, оценивает их умение владеть контрольно-измерительными инструментами и точность выполняемых измерений.
Затем предлагает учащимся домашнее задание - повторить материал спецтехнологии о подготовке к облицовке кирпичных, бетонных, гипсолитовых и деревянных поверхностей, что повысит их активность на уроках по следующей теме.