Учебно-воспитательные задачи: ознакомление с бетоносмесителями, растворосмесителями и правилами их обслуживания; формирование первоначальных умений приготовления растворов и мастик с проверкой их качества; воспитание самостоятельности; формирование навыков самоконтроля, умения экономно расходовать материалы.
Учебный материал темы имеет большое значение для формирования профессиональных знаний и умений, так как растворы и мастики относятся к основным материалам, с которыми связана работа плиточника и мозаичника.
На изучение темы отведено 6 ч, целесообразно 2 ч посвятить ознакомлению с бетоно- и растворосмесителями и правилами их обслуживания, 4 ч - лабораторно-практической работе.
Дидактическая задача первой части урока решается на 1 уровне познавательно-практической деятельности учащихся, так как устройство смесителей, назначение и взаимодействие их частей, правила обслуживания учащиеся уже изучали на уроках спецтехнологии. Путем беседы мастер проверяет знания учащихся, а затем знакомит их с технической характеристикой имеющегося в мастерской смесителя, показывает, как отмеривают составляющие раствор компоненты, как загружают барабан и выгружают готовый раствор. Рассказав о правилах безопасности труда, демонстрирует приготовление порции раствора, причем учащимся предлагает зафиксировать время его приготовления, чтобы сопоставить с временем приготовления раствора вручную. Показывает, как приготовляют раствор из готовой сухой смеси непосредственно на рабочем месте.
Дидактическая задача второй части урока - сформировать первоначальные умения самостоятельно вручную приготовлять порции раствора или мастики по заданному рецепту и определять подвижность и удобоукладываемость полученных образцов.
Решение данной задачи требует 3 уровня познавательно-практической деятельности учащихся, так как наряду с самостоятельностью проведения работ реализуется исследовательский метод их выполнения.
На лабораторных занятиях учащиеся не только овладевают навыками самостоятельной работы, но и проводят элементарные исследования, учатся делать выводы.
Мастеру рекомендуется познакомиться с литературой о методах развития самостоятельности и творческой активности в процессе проведения лабораторно-практических работ.
По программе спецтехнологии также запланирована лабораторно-практическая работа по теме "Приготовление растворов, приемы перемешивания", поэтому можно заранее договориться с преподавателем о совместном ее проведении. В этом случае работу организуют не в мастерской, а в лаборатории училища. Если договориться не удастся, работу проводят в мастерской училища.
Лабораторно-практическая работа по теме "Приготовление растворов и мастик"
Цель работы: научить учащихся дозировать составляющие материалы согласно рецептуре (для раствора или мастики), смешивать материалы в определенной последовательности, проверять подвижность и удобоукладываемость образцов, делать выводы о пригодности их для плиточных работ.
Вводный инструктаж. Повторить ранее изученный учебный материал по следующим вопросам:
1. Какие материалы входят в состав цементного раствора? 2. Каково соотношение цемента и песка в растворах для облицовки стен? 3. В какой последовательности смешивают входящие в раствор материалы? 4. Чем измеряют подвижность раствора? 5. Как устроен стандартный конус? 6. Какова должна быть подвижность раствора для облицовки стен? 7. Какие материалы входят в состав мастики ПЦ? 8. В какой последовательности смешивают составляющие мастику материалы? 9. Какова должна быть подвижность мастики ПЦ? 10. Как определяют удобоукладываемость мастики?
Показ и объяснение приемов приготовления цементного раствора и проверка его подвижности.
То же, мастики ПЦ. Проверка ее подвижности и удобоукладываемости.
Инструктаж по организации рабочих мест и безопасности труда.
Разбивка учащихся на звенья, выдача задания и лабораторного оборудования.
Задание на выполнение лабораторно-практической работы:
1. Приготовить образец цементного раствора, применяемого для облицовки стен глазурованными плитками, и проверить его подвижность.
2. То же, полимерцементной мастики ПЦ. Проверить ее подвижность и удобоукладываемость.
Порядок проведения работы:
I. Приготовление образца цементного раствора.
1. Отвесить нужное количество цемента и песка. 2. Тщательным перемешиванием приготовить сухую цементно-песчаную смесь. 3. В сухую смесь влить воду (водоцементное отношение - 0,45 - 0,5) . 4. Растворную смесь перемешивать в течение 5 мин. 5. Поместить растворную смесь в сосуд (желательно конической формы), 25 раз проштыковать стальным стержнем и 5 - 6 раз встряхнуть легким постукиванием о стол. 6. Проверить подвижность раствора стандартным конусом. 7. Записать в тетрадь следующие данные: количество взятых материалов по массе (цемент ... кг, песок ... кг, вода ... кг), подвижность растворной смеси ... см. 8. Сделать вывод о возможности применения раствора для облицовочных работ.
II. Приготовление образца полимерцементной мастики.
1. Приготовить сухую цементно-песчаную смесь состава 1:8 (например, 100 г цемента и 800 г песка). 2. Отвесить 852 г сухой смеси. 3. Отвесить 27 г дисперсии ПВА и 121 г воды. 4. При перемешивании в поливинилацетатную дисперсию влить воду. 5. При непрерывном перемешивании ввести в состав цементно-песчаную смесь, после чего перемешивание продолжать 5 - 6 мин. 6. Готовую мастику поместить в сосуд конической формы, проштыковать и встряхнуть. 7. Определить подвижность мастики стандартным конусом. 8. Определить удобоукладываемость мастики нанесением ее на тыльную сторону плитки слоем 2 - 3 мм и притиранием плитки к стене. 9. Записать в тетрадь данные о проделанной работе: количество взятых материалов по массе (цемент ... кг, песок ... кг, поливинилацетатная дисперсия ... кг, вода ... кг), подвижность мастики ... см; удобоукладываемость .... Мастика, нанесенная на тыльную сторону плитки слоем ... мм, стекает (не стекает) с плитки; плитка, притертая к стене, хорошо держится на ней (не держится). 10. Сделать вывод о возможности применения мастики для облицовочных работ.