С изучения темы 14 начинаются занятия на строительном объекте. К этому моменту мастер тщательно готовит бытовые и рабочие помещения, спецодежду для учащихся и обеспечивает им безопасные условия труда.
На изучение темы отведено 72 ч (12 рабочих дней). С целью лучшей адаптации учащихся к условиям производственного обучения на строительстве, воспитания чувства ответственности, навыков контроля и самоконтроля, трудовой дисциплины целесообразно использовать поточно-кольцевой метод, который дает возможность каждому учащемуся выполнить все технологические операции по настилке полов керамическими и мозаичными плитками, отрабатывая каждую операцию целый рабочий день.
Так как первоначальные умения и навыки учащихся по данной теме уже были сформированы в учебных мастерских„при изучении данной темы происходит формирование умений и навыков по настилке полов керамическими и мозаичными плитками главным образом на 3 уровне познавательно-практической деятельности.
Мастер разбивает группу на звенья и распределяет между ними работу:
1 и 2. Подготовка плиток и раствора, заполнение шаблона. Подготовка основания, устройство марок и маяков.
3. Доставка материалов к рабочему месту (плитки, раствор, шаблон).
4. Укладка керамических плиток на пол площадью до 20 м² с использованием приспособления - подножек.
5. Настилка полов из керамических плиток в помещениях площадью более 20 м² с применением шаблона со шпилечными фиксаторами и клеточными шаблонами.
6. Настилка полов из мозаичных плит размером 200х200 мм с укладкой шов в шов.
7. Настилка полов из мозаичных плит размером 200х200 мм с укладкой вразбежку.
8. Уплотнение плиток и выверка горизонтальности поверхности плиток.
9. Заделка швов между плитками.
10. Проверка качества настилки полов керамическими и мозаичными плитками.
11. Исправление дефектов настилки полов керамическими и мозаичными плитками. Подсчет объемов работ.
Звенья 1, 2, 4 - 7-е и 11-е состоят из трех человек, остальные из двух. По усмотрению мастера количественный состав звеньев может быть изменен.
На вводном инструктаже первого рабочего дня мастер вводит учащихся в курс новых обязанностей, знакомит с характером строительства, рассказывает о задании на день каждому звену, объясняет, в чем преимущества поточно-кольцевого метода настилки полов керамическими и мозаичными плитками, и показывает схему движения звеньев в зависимости от вида выполняемой работы.
В первый день в течение первых двух часов 4 - 7-е звенья помогают 1 - 3-му, чтобы быстрее обеспечить себя фронтом работ; 8 - 11-е вначале помогают 3-му, потом 2-му звену до момента готовности своего фронта работ.
Путем беседы мастер повторяет с учащимися требования безопасности труда, технологическую последовательность настилки полов керамическими и мозаичными плитками, технические условия и нормы времени на настилку 1 м² керамических и мозаичных плиток, анализирует причины брака в работе. Каждое звено получает технологическую карту с технико-экономическими показателями.
Вводные инструктажи последующих рабочих дней состоят из организационной части (проверяет состав учащихся, их внешний вид, наличие спецодежды, инструментов, приспособлений) и выдачи звеньям задания на день. Для предупреждения ошибок и нарушений технологического цикла мастер напоминает учащимся о требованиях технических условий к толщине слоя раствора на основании, о правилах подбора плиток для основного фона пола (не только по цвету, но и по оттенку), о необходимости строго соблюдать требования безопасности труда, а также трудовую и технологическую дисциплину.
В проведении текущего инструктажа мастеру помогает наставник или бригадир, который одновременно знакомится с учащимися. Во время текущего инструктажа они наблюдают за тем, как учащиеся используют знания, умения, навыки, полученные при обучении в мастерских (темы 4 - 10), по спецтехнологии (тема 4 - 9), материаловедению (темы 6 и 7): работа с нивелиром, уровнем, определение прямых углов помещения, натягивание шнура-причалки (особенно, когда помещение не имеет прямоугольной формы), подготовка неполномерных плиток (резка и рубка), заполнение швов между плитками. Обращают внимание на технику взаимоконтроля и сдачу работы одного звена другому.
Если обнаружены затруднения в работе учащихся (например, при работе с шаблонами, подножками, в процессе определения горизонтального уровня основания и при выравнивании основания), оказывают им помощь, а при необходимости показывают и объясняют всей группе плохо усвоенные операции. Текущий инструктаж чаще проводят сразу для всего звена.
Особую ответственность за качество настилки полов плитками несут звеньевые, поэтому мастер должен дополнительно проинструктировать их, определить вместе с ними захватки, помочь в разбивке покрытия пола, размещении маячных плиток.
В помещении площадью более 20 м² плитки укладывают на цементно-песчаный раствор с применением шаблона, конструкция которого и приемы работы с ним уже знакомы учащимся (тема 9 производственного обучения и тема 16 спецтехнологии). Размер захватки соответствует сменной выработке звена (примерно 30 м²). При обходе рабочих мест мастер и наставник особое внимание уделяют умению работать с шаблоном (точное фиксирование места плиток в шаблоне, образование межплиточных швов шпильками-ограничителями, заполнение плитками, переноска, опускание на раствор, вытягивание стержней-спиц), при наличии рисунка контролируют точность его выполнения. Чтобы не было перерывов в работе, организуют работу одновременно двумя шаблонами.
В помещении площадью менее 20 м², где возникают трудности в организации рабочего места и размещении материалов, следует применять звеньевой метод настилки полов плитками. В звене, состоящем из 5 человек, обязанности распределяют следующим образом: один сортирует плитки и укладывает их в контейнер, второй готовит и подвозит раствор, укладывает и разравнивает его, третий устанавливает маячные рейки и разравнивает раствор прослойки правилом, четвертый проверяет правильность углов и сторон помещения, устанавливает маяки, пятый укладывает плитки на раствор и проверяет качество работы. За 30 - 40 мин до конца смены первый - третий учащийся заканчивают подготовительные работы и приступают к очистке основания и заготовке плиток на следующий день, уборке рабочих мест, очистке инструментов и приспособлений.
Во время текущего инструктажа мастер проверяет, как учащиеся контролируют качество своей работы (сортировка и укладка плиток, подбор рисунка по чертежу, определение уровня покрытия пола и тд.). Текущие инструктажи в последующие рабочие дни носят контролирующий характер, Практическую помощь учащимся оказывают лишь в случае технологических нарушений.
Во время заключительного инструктажа распределяются обязанности между звеньями и отдельными учащимися на следующий день, анализируется выполненная работа. Звеньевые докладывают о количественных и качественных показателях. Мастер или наставник подробно разбирает ошибки. При поточно-кольцевом методе работа всех звеньев взаимосвязана: от первого - третьего звеньев зависит качество настилки полов плитками, несвоевременная доставка материалов прерывает поточность производства, плохая комплектовка шаблонов приводит к нарушению требований безопасности труда, к снижению производительности труда.
Количественные и качественные результаты работы за день учащиеся фиксируют в дневниках, которые подписывает мастер или наставник.
Двенадцатый день занятий по теме на строительном объекте является зачетно-контролирующим. Учащиеся, распределенные по рабочим звеньям, выполняют различные технологические операции по настилке полов керамическими и мозаичными плитками с учетом ученических норм. Оценивают работу учащихся наставники.
В качестве примера приведены план занятия по теме 14 и технологическая карта на производство работ по настилке полов керамическими плитками.
План занятия на строительном объекте
Учебно-воспитательные цели: формирование навыков выполнения трудовых процессов настилки полов керамическими плитками; воспитание у учащихся профессиональной самостоятельности, технического мышления, взаимопомощи, формирование навыков само- и взаимоконтроля, формирование и развитие работоспособности, постепенное приспособление организма учащегося к условиям труда по настилке пола плитками.
Далее называется производственный объект и указываются фамилии начальника строительства, бригадира, наставника, звеньевых и состав учащихся.
Состав работы: организация рабочего места, подготовка материалов, подготовка основания под плиточное покрытие, проверка прямоугольности пола, разметка пола, подготовка основания, устройство марок и маяков, укладка плиток на раствор, заделка швов между плитками, проверка качества настилки полов керамическими плитками и исправление дефектов.
1. Организационная часть: проверка наличия учащихся и их внешнего вида.
2. Вводный инструктаж (проводит мастер или наставник).
Выдача и пояснение задания на день каждому звену (или каждому учащемуся в зависимости от метода обучении) с показом последовательности работы (рубка и резка плиток, их сортировка по оттенкам, нанесение раствора на основание и его выравнивание, укладка плиток по шнурам-причалкам, их утапливание в раствор, выравнивание швов, их заполнение, проверка качества).
Звеньевые получают технологические карты с описанием конкретных технологических циклов настилки полов керамическими плитками.
3. Текущий инструктаж (проводит мастер, если работает вся группа, наставник, если работает звено, или бригадир, если учащиеся работают в бригаде): проверяют организацию рабочих мест, соблюдение требований безопасности труда, загруженность членов звена работой. Наблюдают за умением учащихся применять на практике знания и умения по настилке пола керамическими плитками. При необходимости оказывают помощь учащимся или всей группе в выполнении приемов подготовки основания и укладки плиток (указать фамилии учащихся, нуждающихся в помощи).
4. Заключительный инструктаж (проводится в два этапа).
На рабочем месте звена мастер вместе с наставником принимают у звеньевого выполненную работу (проверяет горизонтальность уровня чистого пола, заполнение и отделку швов, состояние рабочего места, спецодежду, инструменты и приспособления).
Поэлементно анализируют и оценивают настилку пола керамическими плитками звеном в целом и каждым учащимся, называют лучших (производительность, приемы укладки плиток, аккуратность в работе, взаимопомощь) и тех, кто не соблюдал технические условия разделки швов, плохо организовал рабочее место и т. д.
Отмечают особенности работы отдельных учащихся (например, медлительность, неправильность хватки лопатки плиточника, неумение работать с уровнем, плохой подбор плиток, отсутствие чувства товарищества).
5. Документация для учащихся: дневник, технологическая карта трудового процесса, наряд-задание па звено.
Документация мастера: наряд-задание для всех звеньевых (дубликат ученических), технологическое задание на группу, расход материалов на настилку полов керамическими плитками, график движения звеньев и отдельных учащихся по выполнению работ по теме 14, технические условия и нормы выработки, переводные коэффициенты рабочих норм времени в ученические, журнал по безопасности труда и противопожарной безопасности, журнал отзывов руководства строительства о работе учащихся (отзывы берут звеньевые и передают мастеру), журнал производственных совещаний, на которых присутствует актив учащихся.
6. Оснащение рабочего места учащегося при настилке керамических плиток (см. тему 9).
7. Наглядные пособия: серия плакатов "Настилка полов керамическими плитками", таблицы, образцы материалов и инструментов.
Технологическая карта на производство работ по настилке полов керамическими плитками
I. Технологическая последовательность и приемы выполнения работ.
1. Подготовка основания (должно иметь насечку глубиной 3 - 5 мм через 30 - 51) мм): очистить от мусора и слегка увлажнить водой.
2. Разметка и провеска основания, установка маячных марок в углах и середине помещения.
3. Заготовка плиток и раствора с подвозкой на рабочее место.
4. Расстилание раствора и разравнивание его полосой (ширина полосы 50 - 60 см, длина не менее 1 м, толщина 1 - 1,5 см).
5. Укладка плиток по заданному рисунку с подгонкой и прирубкой. Плитки перед укладкой слегка увлажняют, а уложенную плитку осаживают легким простукиванием по правилу.
6. Заливка швов между плитками жидким цементным раствором через 1 - 2 суток после настилки. Лишний раствор убирают с помощью опилок.
7. Покрытие пола мокрыми опилками слоем 15 - 20 мм для повышения прочности раствора и очистки пола.
8. Окончательная очистка пола ветошью, смоченной в 3%-ном водном растворе соляной кислоты.
II. Организация рабочего места.
III. Требования к качеству полов:
соответствие рисунка чертежу; отсутствие трещин, отколов и других дефектов на лицевой стороне плитки;
ровные кромки лицевой поверхности перерубленных плиток;
плотное прилегание плиток к раствору;
примыкания к стенам и фризам из целых или тщательно прирубленных плиток (затирка раствором не допускается);
уступы между кромками двух смежных плиток не должны превышать 1 мм, отклонение от горизонтали допускается нс более 2 мм на длине 1 м и не более 5 мм на всей длине.
IV. Потребность в материалах на 1 м² пола: керамическая плитка 100х100 мм - 100 шт., цементный раствор - 0,0243 м³, опилки - 0,01 м³.
V. Перечень механизмов, инструментов, приспособлений, инвентаря (указано к теме 9).
Черно-белая плитка https://profiplitka.ru/plitka/cherno-belaya/ в Москве.