Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Обучение плиточников и мозаичников


Тема 12. Подтемы

 Подтема 1. В методических указаниях по данной теме подробные рекомендации даны по урокам основной первой подтемы. По остальным подтемам они даются в зависимости от новизны материала и сложности дидактических задач уроков. 

 Первый урок. На вводном инструктаже мастер знакомит учащихся с содержанием и задачами всей темы, раскрывает ее значение для овладения профессией и объясняет цели первой подтемы. 

 Дидактическая задача первого урока (экскурсии) - общее знакомство учащихся с технологическим процессом облицовки стен керамическими глазурованными плитками, формирование ориентировочной основы действий для последующего изучения приемов облицовки, воспитание интеллектуальных умений наблюдать за трудовым процессом и анализировать его. 

 Учащиеся нуждаются в помощи при организации наблюдений на производстве. В устной или письменной инструкции прежде всего необходимо определить цель и предмет наблюдений, поскольку они ведутся в сложных для учащихся условиях. Сложный объект наблюдения учащемуся трудно расчленить на составные части. Это должно быть сделано в инструкции. В ней следует также указать, на что учащийся должен обратить внимание, последовательность наблюдений и те вопросы, на которые он должен дать ответы на основе наблюдений. 

 На вводном инструктаже мастер объясняет цель экскурсии, порядок ее проведения, обсуждает и выдает перечень вопросов, на которые учащиеся должны будут ответить в результате сделанных на экскурсии наблюдений:

 1. Каковы назначения помещений, в которых производились облицовочные работы? 2. Какие материалы применяли для облицовки? 3. Какие подготовительные работы выполнили плиточники? 4. Каким способом велась облицовка (шов в шов, вразбежку, по диагонали)? 5. Как было организовано рабочее место звена? 6. Из скольких человек состояло звено, за работой которого вы наблюдали? 7. Что делал каждый член звена? 8. Какие инструменты и приспособления при этом применяли? 9. Для чего и как увлажняли тыльную сторону плитки? 10. Чем и как накладывали раствор на плитку? 11. В какой руке рабочий держал плитку и в какой - лопатку? 12. Какие действия и для чего производил плиточник после того, как плитка была приложена к стене? 13. Как и в какие периоды плиточник контролировал свою работу? 14. Каким способом достигается одинаковый размер горизонтальных швов облицовки? 15. Каким способом достигается горизонтальность рядов облицовки? 16, Чем и как заполняли швы облицовки? 17. Как очищали поверхность облицовки? 

 Ответы на вопросы перечня должны быть обсуждены сразу после экскурсии, а приобретенные учащимися практические знания можно использовать на вводных инструктажах всех последующих уроков. 

 Мастер должен подыскать такой объект для экскурсии, где можно было бы показать учащимся весь процесс облицовки стен, начиная с подготовки поверхностей, но сосредоточить внимание и организовать длительное наблюдение необходимо за работой звена, выполняющего операцию установки плиток на место. Желательно показать приемы облицовки плитками без применения шаблонов, так как способ облицовки с шаблонами намечен к изучению в конце темы на основе переноса первоначальных умений и навыков в новый трудовой процесс. Краткие ответы на вопросы перечня учащиеся должны записывать по ходу наблюдений. 

 В конце вводного инструктажа следует объяснить учащимся правила поведения на экскурсии, т.е. на улице, в транспорте и особенно на территории строительства. 

 Второй и третий уроки. Дидактические задачи этих уроков направлены на формирование первоначальных навыков выполнения приемов, по которым у учащихся уже сформировались первоначальные умения (приемы подготовки, провешивания и разметки поверхностей, вычисления размеров доборов), поэтому на этих уроках основное внимание должно быть обращено на организацию упражнений и содержание текущего инструктажа. 

 Учитывая, что перечисленные приемы входят в операции технологического процесса, практическое ознакомление с которым является одной из задач изучаемой подтемы, на вводных инструктажах этих уроков следует использовать знания учащихся по спецтехнологии и наблюдения, сделанные на экскурсии. В качестве методического приема для использования знаний и первоначальных умений учащихся рекомендуется постановка таких вопросов, которые предусматривали бы не только устные ответы учащихся, но и практические действия, осуществляемые ими на демонстрационном щите: 

 1. Из каких операций состоит технологический процесс облицовки стен керамическими глазурованными плитками способом шов в шов? 2. Почему нельзя нарушать последовательность этих операций? 3. Какие требования предъявляются к поверхностям стен, которые предстоит облицовывать глазурованными плитками? 4. Для чего необходима подготовка поверхностей? 5. Какие вы знаете приемы подготовки поверхностей? 6. Какие требования безопасности труда нужно соблюдать при подготовке поверхностей? 7. Каким инструментом и как выполняют насечку поверхности? 8. Почему с поверхности удаляют жировые пятна? 9. Покажите, как и с применением каких материалов и инструментов удаляют с поверхности жировые пятна? 10. Для чего провешивают поверхности, какие инструменты при этом применяют? 11. Покажите на щите или макете, как и в какой последовательности провешивают стены? 12. Как и чем заделывают большие впадины на поверхности? Какой при этом применяют инструмент? 13. Как поступают с большими выступами на бетонной поверхности? 14. Для чего и как выполняют разметку (разбивку) поверхности? 15. Покажите, как разрезают глазурованные плитки? Сделайте плитку-добор размером 100х150 мм. 

 В результате уточнения ответов на вопросы и внесения исправлений в практические действия учащихся мастер делает для себя вывод, какие приемы или их элементы требуют дополнительного объяснения и показа на вводном инструктаже и на что надо обратить внимание во время текущего инструктажа. 

 После проверки знаний и первоначальных умений рекомендуется познакомить учащихся с учебной инструкционно-технологической картой на облицовку поверхностей керамическими глазурованными плитками способом шов в шов, которая должна быть выполнена в виде большого плаката и содержать следующие графы: последовательность операций, применяемые инструменты, приспособления, инвентарь; способ выполнения операций; способы самоконтроля; требования безопасности труда; требования к качеству облицованной поверхности. Карта должна висеть на видном месте на все время изучения подтемы. 

 Объявив тему урока и объяснив стоящие перед учащимися задачи, можно приступить к организационной части урока и всей подтемы. Мастер разбивает группу учащихся на звенья, раздает звеньевым инструменты и инвентарь, инструктирует учащихся об организации рабочего места и требованиях безопасности труда, расставляет звенья по рабочим местам и показывает каждому звену участок поверхности (фронт работы), на котором они должны последовательно выполнять все операции изучаемого технологического процесса. 

 Перечень упражнений, которые должны быть выполнены учащимися для постепенного формирования первоначальных умений и навыков по подтеме 1, приведен в табл. 2. 

 Таблица 2. Перечень упражнений, рекомендуемых для формирования первоначальных умений и навыков при изучении облицовки вертикальных поверхностей глазурованными плитками способом шов в шов

Содержание упражнений Дидактические задачи упражнений Число часов
 Подготовка и провешивание поверхностей в учебных кабинах  Формирование первоначальных умений и навыков 5
 Разметка поверхностей под облицовку способом шов в шов (стены кабин) и определение размеров плиток-доборов  То же 1
 Подготовка плиток к облицовке  Формирование первоначальных умений и навыков 2
 Натягивание вертикальных шнуров, шнура-причалки на стенах кабин и установка маячных плиток   То же 2
 Тренировка на тренажере в усвоении приемов установки плиток   Формирование первоначальных умений выполнения приема 5
 Установка первых двух рядов облицовки на стенах кабины с применением контрольно-измерительного инструмента (карта-задание 1)  Формирование первоначальных умений и навыков, общетрудового навыка самоконтроля  5
 Установка рядовых и фасонных плиток на стенах кабины с применением способов самоконтроля (карта-задание 2   То же 5
 Заделка швов и очистка облицовки на стенах кабины  Формирование первоначальных умений и навыков 5
 Планирование предстоящей работы и составление эскиза фрагментов облицовки (домашняя работа)   Формирование общетрудового навыка планирования работы. Развитие самостоятельности и эстетическое воспитание  -
 Выполнение фрагмента облицовки по собственному эскизу с применением плиток двух цветов на стенах кабины  Формирование профессиональных и общетрудовых умений и навыков 5

 Приемы и операции подготовки, провешивания и разметки поверхностей уже знакомы учащимся, и упражнения в их выполнении не должны встречать больших затруднений. Учитывая, что теперь эти операции изучаются не изолированно, а включаются в общий технологический процесс, имеется возможность провести соответствующую работу по воспитанию аккуратности, точности, технологической дисциплины, наглядно показывая учащимся зависимость каждой операции от качественного выполнения предыдущей.

 Во время упражнений и текущего инструктажа рекомендуется провести индивидуальную работу с каждым учащимся, проверяя правильность выполнения ими приемов и их элементов, вскрывая ошибки и лишние движения и сразу же внося необходимые поправки. Эти ошибки важно выявить на самой ранней стадии обучения, так как неправильно усвоенные элементы приемов и лишние движения будут затруднять дальнейшее формирование навыков. 

 При следующих обходах рабочих мест мастер обращает внимание на своевременное и правильное осуществление самоконтроля, соблюдение требований безопасности труда, взаимоотношения между членами звена, состояние инструмента, инвентаря, рабочего места и спецодежды учащихся. На заключительном инструктаже, подводя итоги одного или двух уроков, отмечает лучшее звено по культуре труда. Эти данные следует учитывать и при оценке работы звеньев. 

 Четвертый - шестой уроки. Дидактическая задача этих уроков намечает формирование первоначальных умений выполнения двух групп приемов: окончательное провешивание поверхности, разметка ее и установка маячных плиток; установка на место рядовых плиток. Сначала мастер показывает и объясняет приемы натягивания вертикальных шнуров и шнура-причалки, разметки поверхности и установки маячных плиток, после чего учащиеся выполняют упражнения по этим приемам; затем объясняются и показываются приемы установки на место рядовых плиток и снова выполняются тренировочные упражнения в выполнении элементов показанных приемов. 

 На пятом-шестом уроках можно применить целостное сочетание инструктажа и упражнений, так как приемы установки фасонных плиток мало чем отличаются от установки на место рядовых плиток. 

 Для привлечения к формированию первоначальных умений соответствующих знаний учащихся, полученных ими по спецтехнологии и на экскурсии, на вводных инструктажах рассматривают следующие вопросы: 

 1. Какими способами обеспечивают точность вертикальной плоскости будущей облицовки? 2. Где и как натягивают вертикальные шнуры и на чем их закрепляют? 3. Для чего и как натягивают шнур-причалку? 4. Каково назначение маячных плиток? 5. Где и как устанавливают маячные плитки? 6. Почему поверхность перед началом облицовки смачивают водой? 7. В каком порядке укладывают плитки первого ряда? 8. То же, последующих рядов? 9. Дли чего и как увлажняют тыльную сторону плитки? 10. Как накладывают раствор на плитку? 11. Какое приспособление можно использовать для нанесения раствора на плитку? 12. Как устанавливают плитку на место? 13 Как проверяют правильность установки плитки? 14. Какими приемами выдерживают заданную толщину швов облицовки? 15. Когда и как укладывают угловые плитки? 16. Что нужно сделать перед укладкой угловых плиток? 17. Когда и как укладывают плинтусные плитки? 18. То же, карнизные плитки? 

 Приемы окончательного провешивания поверхностей и установки маячных плиток сложны для освоения. Если на все предложенные вопросы учащиеся дали удовлетворительные ответы, это еще не создает основы для практических действий, тем более, что не все учащиеся обладают пространственным воображением. Мастеру необходимо объяснить сначала на макете последовательность действий при забивке штырей и натягивании вертикальных шнуров и еще раз напомнить учащимся особую роль этих шнуров: через них проходит воображаемая поверхность будущей облицовки, по ним контролируют вертикальность ее швов. 

 После этого он приступает к показу этих приемов на демонстрационном щите. Сначала знакомит учащихся со штырями и их размерами, затем показывает, как, где и на какую глубину забивают верхние штыри. Закрепляя шнуры на верхних штырях, обращает внимание на расстояние шнура от поверхности (равно толщине прослойки вместе с толщиной плитки). Забивая по отвесу нижние штыри и укрепляя на них шнуры, подчеркивает, что при выполнении упражнений необходимо строго следить за вертикальностью расположения шнуров, так как от этого будет зависеть правильность плоскости облицовки и возможность проверки вертикальности ее швов. 

 После показа приемов натягивания шнура-причалки, разметки поверхности и установки маячных плиток учащиеся выполняют соответствующие упражнения на своих рабочих местах, а мастер проверяет правильность выполнения приемов, обращая особое внимание на точность направления натянутых шнуров. 

 Чтобы научить учащихся правильно выполнять приемы, входящие в операцию установки плиток на место (рис. 9), мастер предлагает учащимся рассказать о наблюдениях, сделанных ими на экскурсии, познакомиться с операцией по технологической карте и ответить на вопрос: из каких отдельных приемов состоит операция установки плиток на стену? После уточнения ответов учащихся и показа всей операции в рабочем темпе повторяет показ замедленно с объяснением всех элементов каждого приема. 

Рис. 9. Приемы установки плиток на стену: а - установка плитки на место под шнур-причалку, б - осаживание плиток на раствор, в - снятие излишков раствора 

 В качестве наглядных пособий использует карты трудовых приемов, учебную инструкционно-технологическую карту и кадры диафильма "Плиточные работы". 

 В конце вводного инструктажа предупреждает учащихся о возможных ошибках при выполнении изучаемых приемов и дает рекомендации о способах их предупреждения. Типичные ошибки: накладывание излишнего раствора на плитку, в результате чего плитка выступает из общей поверхности облицовки; недостаточное количество раствора на плитке, что создает пустоты между поверхностью и плиткой и уменьшает прочность крепления плитки. 

 Раствор наносят на плитку равномерным слоем такой толщины, чтобы при осаживании плитки он немного выступал сверху и сбоку от плитки и не оставлял под ней пустых мест. 

 Упражнения учащихся на четвертом уроке носят тренировочный характер. Перед учащимися еще не ставится задача облицевать плитками определенный участок поверхности, нужно лишь освоить элементы приемов, применяемых при установке плиток на место. Поэтому и в текущем инструктаже, проводя индивидуальную работу со звеньями, мастер особое внимание обращает на правильное выполнение каждым учащимся изучаемых приемов и их элементов.

 В целях расширения возможностей для многократного повторения трудовых действий и повышения эффективности обучения В. З. Падуа рекомендует тренажер, применение которого позволит учащимся выработать умения быстро и точно устанавливать плитку с раствором на строго определенное место и осаживать ее до требуемого уровня (рис. 10). 

 Тренажер представляет собой проолифленную деревянную рамку размером в свету 300х300 мм и толщиной брусков 14 - 18 мм (равной толщине прослойки раствора и плитки). В плоскости лицевых сторон брусков (параллельно им) натягивают шнуры-причалки, которые будут определять место установки плитки. По уровню или отвесу рамку крепят к стене любым возможным способом. 

 Тренировочные упражнения выполняют следующим образом. Каждое звено прикрепляет рамку к стене кабины, подготавливает рабочее место, инструменты, плитки, учебный раствор. Один из членов звена берет плитку, укладывает на нее порцию раствора и устанавливает плитку в просвете рамки, ориентируясь по шнурам-причалкам. Затем осаживает плитку ручкой лопатки до требуемого уровня и проверяет точность установки плитки правилом, прикладывая его к брускам рамки. Неточность обнаруживается быстро и просто. 

 После проверки плитку и раствор снимают и упражнение повторяет тот же учащийся несколько раз подряд. Товарищи по звену наблюдают за его действиями, критически оценивают их, участвуют в проверке точности установки, а затем поочередно выполняют серию аналогичных упражнений. Такая система упражнений позволяет выполнить большой объем "облицовки*' одной плиткой независимо от размеров рабочей площадки кабины. При этом у учащихся вырабатываются такие профессиональные качества, как быстрота и точность движений, уверенное владение инструментом, глазомер, навыки самоконтроля. 

 Упражнение можно организовать по зонам трудности. Сначала рамку устанавливают на уровне плеч (наиболее удобный для работы участок), затем - в углу стены и, наконец, на самом неудобном месте - в нижней части стены в месте расположения первого ряда плиток. 

 После нескольких серий упражнений, выполненных каждым учащимся, можно провести соревнование (между членами одного звена, а затем между победителями звеньев). Соревновательный характер учебной работы вызывает у учащихся спортивный интерес и стимулирует стремление быстрее и лучше освоить прием. 

 Для совершенствования процесса обучения путем его индивидуализации можно рекомендовать применяемый в некоторых училищах учет текущей успеваемости каждого учащегося по специальным карточкам. После вводного инструктажа> на котором мастер показал новый прием или операцию, каждому учащемуся выдается карточка учета его текущей успеваемости по освоению показанного приема. 

 Во время упражнений и текущего инструктажа мастер проверяет правильность выполнения приема и его элементов каждым учащимся и по тем элементам, которые уже в какой-то степени освоены учащимися, выставляет предварительные оценки. Формирование первоначальных умений происходит постепенно и зависит не только от количества выполненных упражнений, но и от индивидуальных особенностей учащегося. Просматривая на последующих уроках карточку учащегося, мастер видит, по каким элементам приема отстает данный учащийся и проводит с ним соответствующую индивидуальную работу. 

 Дидактическая задача пятого и шестого уроков - формирование первоначальных умений выполнения приемов, входящих в операцию выкладывания рядов облицовки. Основным методом формировании первоначальных умений являются упражнения учащихся по строго регламентированному порядку, или алгоритму. Одним из методических приемов, регламентирующих порядок выполнения упражнений, является использование карт-заданий. В качестве примера рассмотрим две карты-задания, разработанные дли пятого и шестого уроков. 

 Карта-задание 1. Учебные упражнения в установке маячных плиток и выкладывании рядовых плиток первых рядов облицовки стен способом шов в шов. 

 Условия: 1. Размеры подготовленной и провешенной поверхности (задаются мастером). 2. Плиточный пол еще не настлан. 3. Проектом предусматривается последующая установка плинтусных, угловых и карнизных плиток. 4. Керамические глазурованные плитки размером 150х150 мм - 26 шт. 5. Ширина швов облицовки 2 мм. 6. раствор учебный. 

 Порядок выполнения задания: 1. Познакомьтесь с учебно-инструкционной картой. 2. Подготовьте рабочее место, инструмент, инвентарь, материалы. 3. Вынесите на стену отметки чистого пола. 4. Отложите от отметки чистого пола кверху расстояние, равное высоте плинтусной плитки вместе с шириной шва. 5. Для опоры первого ряда плиток уложите на ребро доску так, чтобы ее верх совпал со сделанной отметкой. 6. Проверьте положение доски уровнем. 7. Натяните шнур-причалку на высоте первого ряда облицовки, проверьте уровнем. 8. Смочите водой часть поверхности, предназначенную для облицовки. 9. Выложите первый ряд облицовки насухо, начиная от середины стены и соблюдая установленную ширину швов. 10. Приготовьте или перемешайте готовый учебный раствор. 11. Установите четыре маячных плитки по краям первого и шестого рядов облицовки, пользуясь шнуром-причалкой, отвесом, уровнем. 12. Выложите первый ряд облицовки на учебном растворе, начиная с середины стены, двигаясь вправо и влево и соблюдая установленную ширину швов. 13. Переставьте шнур-причалку, натянув ее по верху маячных плиток второго ряда. 14. Выполните на растворе второй ряд облицовки, двигаясь от одного края поверхности к другому и строго соблюдая совпадение вертикальных швов (ориентироваться по первому маячному ряду). 15. Проверьте плоскость облицованной поверхности правилом. 16. Приведите в порядок рабочее место, инструмент и инвентарь. 

 Карта-задание 2. Учебные упражнения в установке на стену рядовых плиток 3 - 6-го рядов облицовки и фасонных (плинтусных, угловых и карнизных) плиток способом шов в шов. 

 Условия: 1. Первые два рада облицовки уже выложены. 2. Рядовые керамические глазурованные плитки размером 150х150 мм - 16 шт, 3. Плинтусные плитки - 6 шт. (одна - угловая). 4. Угловые плитки для внутренних углов - 6 шт. 5. Карнизные плитки - 5 шт, (одна - угловая), 6. Раствор учебный. 7. Ширина швов 2 мм. 8. Требуется выложить 4 ряда рядовых плиток, по 4 плитки в ряду. 

 Порядок выполнения задания: 1. Снимите с первого и второго рядов ранее выполненной облицовки по 8 плиток (со стороны внешнего угла) и очистите их от раствора. 2. Подготовьте рабочее место, инструмент, инвентарь, материалы, 3. Приготовьте или перемешайте готовый учебный раствор. 4. Натяните шнур-причалку на высоте третьего ряда и проверьте ее горизонтальность уровнем. 5. Выложите четыре плитки третьего ряда, наблюдая за совпадением вертикальных швов со швами нижних рядов. 6. Проверьте отсутствие завалов или выступов плиток правилом. 7. Таким же способом выложите 4, 5 и 6-й ряды облицовки, по 4 плитки в ряду. 8. Проверьте вертикальность швов облицовки по натянутым шнурам. 9. Снимите вертикальные шнуры и установите на место угловые фасонные плитки. Проверьте совпадение горизонтальных швов, 10. Проверьте уровнем горизонтальность верхнего ряда облицовки. 11. Установите карнизные плитки и проверьте совпадение вертикальных швов. 12, Снимите опорную доску, выложите несколько плиток покрытия пола и установите плинтусные плитки. 13. Проверьте качество выполненных работ, 14. Приведите в порядок рабочее место, инструмент и инвентарь. 

 Карта-задание - это документ, планирующий деятельность учащегося, регулярное использование карт при формировании первоначальных умений не только учит планировать, но и вырабатывает у учащихся потребность в планировании своей деятельности, что очень важно для последующей стадии их обучения. 

 На вводном инструктаже после выдачи звеньям карт-заданий рекомендуется совместно с учащимися последовательно разобрать весь ход намеченных картой действий и по тем пунктам, которые вызывают у учащихся неуверенность в своих возможностях, следует дать соответствующие разъяснения. 

 Учитывая, что карта-задание является лишь словесным напутствием в работе, но не создает образа действия, очень важного для формирования первоначальных умений, рекомендуется на вводном инструктаже провести комментированный показ всех указанных в карте действий. Показ производится один раз и в рабочем темпе. 

 После показа мастер предлагает учащимся задавать вопросы, возникшие во время показа. Побуждение к постановке вопросов является важным методом развития мыслительной деятельности учащихся.

 Если учащиеся первый раз работают по картам-заданиям, мастер во время выполнения упражнений несколько раз обходит все рабочие места и в порядке текущего инструктажа помогает им в разрешении возникших затруднений. Если затруднение является общим для всех звеньев, проводит общий дополнительный инструктаж.

 При обходах обращает внимание на соблюдение требований безопасности труда и самоконтроля, на чистоту рабочего места, отношение учащихся к материалам и инвентарю, отношения между членами звена и между звеньями. 

 В конце шестого урока мастер проводит беседу по возникшим в процессе двух уроков вопросам, выставляет оценки и отмечает лучшие звенья по выполнению требований культуры труда. 

 Седьмой урок. Приемы заполнения швов и очистки поверхности облицовки несложны для усвоения, поэтому на этом уроке можно применить способ целостного сочетания инструктажа и упражнений. 

 На вводном инструктаже после ответов учащихся на вопросы о том, какими растворами и с помощью каких инструментов заполняют швы облицовки, надо подчеркнуть, что во время упражнений они будут применять не цементный, а учебный (глиняный) раствор (который может быть подцвечен мелом или другим пигментом). 

 Затем мастер показывает на демонстрационном щите приемы заполнения швов с помощью терки и шпателя и учащиеся приступают к выполнению упражнений. В конце урока они освобождают от плиток поверхности, на которых проводились упражнения, и приводят в порядок все плитки, с тем чтобы их можно было использовать на следующем уроке. 

 На заключительном инструктаже мастер выдает задание для подготовки к следующему уроку: составить эскиз фрагмента облицовки с применением рядовых плиток двух цветов или оттенков и написать план последовательных действий, необходимых для выполнения фрагмента облицовки по составленному эскизу. 

 Восьмой урок. Дидактическая задача урока заключается в переносе первоначальных умений выполнять облицовку стен одноцветными плитками на самостоятельное выполнение фрагмента облицовки по собственным эскизам с применением рядовых плиток двух цветов или оттенков. 

 Выполненные на пятом и шестом уроках упражнения по картам-заданиям познакомили учащихся с одним из способов планирования предстоящей деятельности, а знания и первоначальные умения, приобретенные на предыдущих уроках, позволяют им проявить самостоятельность в планировании и выполнении задания восьмого урока. Задачи восьмого урока, помимо формирования соответствующих умений и навыков, направлены на воспитание самостоятельности учащихся, ответственности за результат своего труда, на их эстетическое развитие. 

 На вводном инструктаже коллективно рассматриваются, исправляются и утверждаются мастером представленные звеньями эскизы фрагмента облицовки и планы их осуществления, после чего звенья приступают к выполнению упражнений. 

 Проявление самостоятельности учащихся на данном уроке заключается в составлении эскизов облицовки, планировании проведения упражнений и контроле выполненной работы, сами же упражнения должны выполняться под постоянным контролем и руководством мастера. Во время текущего инструктажа мастер обращает внимание как на соблюдение последовательности действий, так и на правильность выполнения приемов облицовки. Некоторые учащиеся быстро выполняют все действия, но, пренебрегая точностью, часто допускают ошибки, а ошибки в формировании приемов ведут к формированию неправильных навыков. С такими учащимися мастер проводит индивидуальную работу по отработке отдельных элементов приемов. 

 Для воспитания интереса и любви к труду следует так построить инструктаж, чтобы замечания не воспринимались ими как поучения, а помогали бы преодолевать возникшие трудности и получать радость от успешного труда. Это особенно важно для данного урока, так как задание на этом уроке имеет эстетическую направленность и связано с элементами самостоятельности. 

 Подтема 2. Уроки по этой подтеме не требуют особых методических рекомендаций, так как их тематика мало отличается от тематики уроков по подтеме 1. Дидактические задачи уроков сводятся к закреплению и совершенствованию первоначальных умений, приобретенных учащимися в процессе упражнений на уроках по подтеме 1. Для решения этих задач могут быть применены упражнения с использованием карт-заданий, причем в данном случае карту составляют на выполнение всего технологического процесса, т. е. на все четыре урока. 

 Относительно новыми, требующими объяснения мастера, являются способ разметки поверхностей и некоторые приемы самоконтроля, связанные с проверкой вертикальности швов, которые при данном способе облицовки должны совпадать через ряд. На это следует обратить внимание учащихся на вводном инструктаже. 

 Подтема 3 предусматривает изучение способа облицовки стен по диагонали. Несмотря на то что этот способ считается самым сложным и применяется лишь для отделки зеркал в декоративных целях, для учащихся он является посильным и интересным, так как они достаточно подготовлены к его выполнению. У них имеется запас знаний, приобретенных на уроках спецтехнологии, они изучили приемы аналогичного процесса настилки полов способом по диагонали, у них сформировались первоначальные умения выполнять приемы и операции облицовки стен способами шов в шов и вразбежку. 

 Дидактическая задача уроков данной подтемы - выборочное применение знаний и перенос первоначальных умений и навыков в новые условия. 

 Основной метод решения поставленной задачи - упражнения, выполнение которых рекомендуется организовать. так, чтобы познавательно-практическая деятельность учащихся проходила на более высоком уровне и в основе ее лежали самостоятельность и заинтересованность учащихся в результатах труда. Заинтересованность учащихся можно обеспечить постановкой соответствующей проблемы на первом уроке и подбором объектов для упражнений, имеющих общественную значимость. Такими объектами могут быть учебные пособия, изготовляемые для мастерской или кабинета спецтехнологии, отдельные фрагменты облицовки в виде зеркал, выполненные в простенках мастерской, в вестибюле или другом помещении училища. 

 Самостоятельность учащихся должна выразиться в планировании своей деятельности (составление упрощенной технологической карты), в организации рабочего места и подготовке материалов, инструментов, инвентаря, в осуществлении под контролем мастера операций технологического процесса и приемов самоконтроля. 

 На вводном инструктаже первого урока по подтеме 3 рекомендуется для пробуждения интереса к предстоящим упражнениям рассказать о возможности украсить свое училище или пополнить мастерскую и кабинет спецтехнологии соответствующими наглядными пособиями. Далее следует поставить перед учащимися проблему или задачу - применить имеющиеся у них знания и опыт (умения и навыки) и с большой долей самостоятельности выполнить эти работы. Чтобы помочь учащимся в решении поставленной перед ними задачи, мастер проводит с ними беседу (какие знания, полученные по спецтехнологии и материаловедению, необходимы для выполнения технологического процесса облицовки стен керамическими глазурованными плитками способом по диагонали, проанализируйте свой опыт (упражнения) по настилке плиточных полов способом по диагонали, по облицовке стен способом шов в шов, по составлению эскизов и планированию работы) и разбирает выполненное домашнее задание (эскиз облицовки зеркала и упрощенную технологическую карту на выполнение предстоящих работ). 

 На подтему 3 отведено 30 ч (5 урков). Для выполнения небольших по размерам фрагментов облицовки этого времени достаточно (например, для изготовления учебного пособия облицовывают только левый нижний угол зеркала). Но для декоративной отделки целого зеркала в помещении, даже укрупненным звеном, потребуется дополнительное время. Этому звену можно продлить время за счет времени на подтему 4, так как приемы облицовки стеклянными плитками остаются теми же и дидактические задачи уроков совпадают. 

 Подтема 4. Мастер знакомит учащихся с видами, размерами и особенностями стеклянных плиток (по материаловедению этот учебный материал еще не изучался), путем беседы восстанавливает знания учащихся по спецтехнологии и организует упражнения учащихся по облицовке стеклянными плитками. Показывать эти приемы мастеру необязательно, так как они аналогичны приемам облицовки керамическими плитками. Задача упражнений - формирование навыков выполнения приемов и операций облицовки стен на основе уже сформированных первоначальных умений. 

 Подтема 5. На первом уроке мастер проверяет знания учащихся о полистирольных плитках (их видах, размерах и области применения), полученные ранее на уроках спецтехнологии (по материаловедению эти сведения учащиеся получат лишь на втором году обучения) „и иа их основе проводит беседу по технологии облицовки поверхностей полистирольными плитками. 

 1. В каких помещениях можно и в каких нельзя применять для облицовки полистирольные плитки и почему? 2. Какие требования предъявляются к поверхностям, облицовываемым полистирольными плитками? 3. Как их подготавливают? 4. Какие мастики применяют для их крепления? 5. Чем и как грунтуют поверхности перед наклеиванием плиток? Какие инструменты при этом применяют? 6. Какой толщины должен быть слой мастики, наносимый за один раз? 7. Можно ли грунтовать сразу всю поверхность и почему? 8. Под какое количество плиток рекомендуется наносить мастику за один раз? 9. Как и с помощью какого приспособления наносят мастику на плитки? 10. Чем регулируют толщину слоя мастики на плитке? 11. Как и чем удаляют выступившую на поверхность мастику? 12. В какой последовательности облицовывают стены? 13. Где лучше располагать доборы? 14. Каким инструментом разрезают плитки для получения доборов? 15. Чем шлифуют кромки разрезанных плиток? 16. Как проверяют точность вертикальных и горизонтальных швов? 17. Каковы требования безопасности труда при облицовке поверхностей полистирольными плитками? 

 Мастер должен подобрать учебный клеящий состав взамен мастики и испробовать его. Учебная мастика должна быть дешевой, легко смываться с плиток и не взаимодействовать с их химическим составом. Можно испробовать слабый состав клейстера. 

 На вводном инструктаже показывает на демонстрационном щите со штукатурным покрытием приемы шлифования оштукатуренной поверхности карборундовым камнем и напоминает требования безопасности труда. Показывая приемы огрунтовки поверхности тонким слоем мастики и накладывания мастики на плитку, рассказывает о способах самоконтроля, которые помогает контролировать толщину слоя мастики на поверхности и на плитке. 

 Затем анализирует типичные ошибки, которые могут иметь место при этом виде облицовки. Если не выдержать до загустения слой мастики, нанесенный на плитку, то при установке плитки на место часть мастики стечет, а оставшаяся часть не обеспечит прочности крепления плитки. Если при установке плитки не прижимать ее впритык к ранее установленным плиткам, нарушится прямолинейность швов облицовки. Если сразу после установки плитки не снять ножом выступившую в швах мастику, потом придется затратить много времени и дополнительные материалы (скипидар, ацетон, керосин) на очистку облицованной поверхности от затвердевшей мастики. 

 После вводного инструктажа выдает учащимся карточки учета текущей успеваемости по освоению приемов облицовки стен полистирольными плитками.

 Выполнение упражнений учащимися можно организовать как на стенах учебных кабин, так и на отдельных щитах. Во время текущего инструктажа особое внимание мастер обращает на приемы выравнивания поверхности под облицовку, на правильное использование приспособления для нанесения мастики сразу на шесть плиток, на использование способов самоконтроля. С отдельными учащимися, допускавшими ошибки, проводит индивидуальную работу.

 Подтема 6 завершает изучение приемов облицовки стен. Если на предыдущих уроках самостоятельная деятельность учащихся выражалась в планировании предстоящей работы и контролировании ее результатов, то дидактической задачей уроков подтемы 6 предусматривается следующая ступень самостоятельности, развивающая техническое мышление учащихся; самостоятельное освоение приемов передовых методов труда, творческое отношение к труду.

 Учитывая достаточный запас знаний и первоначальных умений, а также опыт самостоятельного планирования работ, мастер в итоговом занятии ставит перед учащимися проблему самостоятельного (без показа и объяснений мастера) освоения приемов облицовки с применением шаблонов. Такая задача требует организации занятий на 4 уровне познавательно-практической деятельности. 

 Задание (соответствующие упражнения) должно быть выдано звеньям за несколько дней до его выполнения. Помощь со стороны мастера заключается в консультациях по всем возникшим у учащихся вопросам в конце урока. Наблюдая за выполнением задания, мастер делает замечания учащимся или рекомендует обратиться к соответствующей карте приемов, инструкционно-технологической карте, к учебнику. 

 В заключительной части последнего урока подводит итоги не только по двум последним урокам, но и по всей теме; отмечает достижения учащихся за время изучения этой большой и важной для профессиональной подготовки темы (какие они приобрели знания, умения и навыки, какие привычки в области культуры труда, как выросла сознательная дисциплина, коллективизм и взаимопомощь в группе).



Ещё по теме:
Проголосовать: 
Категория: Обучение плиточников и мозаичников | (23.01.2015)
Просмотров: 3215 | Теги: плитка | Рейтинг: 0.0/0