Способ выполнения работ |
Указания по самоконтролю и безопасности труда |
1. Подготовка основания
Метла, ведро-лейка, лопата, электрощетка, пылесос, тележка
а) Очистка |
Один учащийся смачивает основание водой из ведра-лейки полосами шириной 1,5 - 2 м, второй, двигаясь вслед за первым, сметает мусор движением метлы справа налево. Первый учащийся, проходя с левой стороны полосы, собирает сметенный мусор в кучи, укладывает его лопатой на тележку и вывозит из помещения |
Работу выполнять в рукавицах |
б) Дополнительная очистка и придание основанию шероховатости |
Подготовив электрощетку к работе, первый учащийся очищает поверхность от цементной пленки и загрязнений, передвигая тележку с электрощеткой от себя вперед, второй поддерживает и перемещает кабель и одновременно убирает крупные куски мусора |
Работу выполнять в защитных очках и резиновых перчатках. Обработку вести до обнажения щебня |
в) Обеспыливание поверхности |
Один учащийся перемещает щетку пылесоса вначале от себя, а затем на себя, обеспыливая полосу шириной 1,5 - 2 м, второй передвигает пылесос по ходу движения первого |
Следить за качеством выполняемой работы |
2. Проверка горизонтальности основания |
Один учащийся прикладывает к поверхности основания в разных направлениях двухметровую рейку с уровнем, второй наблюдает за показаниями уровня |
Местные отклонения не должны превышать 10 мм. Отклонение от горизонтали всей плоскости допускается не более 0,2% |
3. Вынесение на стены отметок чистого пола
Рейка-шаблон длиной 1 м, гибкий (водяной) уровень, разметочный шнур длиной 15 м |
До начала работ на одной из стен делают отметку заданного проектом уровня верхнего покрытия пола. Один учащийся прикладывает к стене метровую рейку-шаблон так, чтобы нижний конец ее касался исходной отметки чистого пола, и делает на уровне верхнего конца рейки первую отметку; к сделанной отметке прикладывает трубку гибкого (водяного) уровня. Второй держит в руке вторую трубку уровня, отходит с ней на расстояние б - 8 м, прикладывает ее к стене примерно на таком же уровне и медленно передвигает по вертикали. Как только уровень воды в трубке совпадет со сделанной им отметкой, первый учащийся дает команду прекратить передвижение трубки и сделать отметку на уровне остановившейся в трубке воды. Таким способом делают отметки по всему периметру помещения. Прикладывая рейку-шаблон верхним концом к сделанным отметкам, один учащийся делает внизу стены отметку уровня чистого пола, второй натирает пигментом шнур. Затем оба прикладывают к отметкам шнур, оттягивают его и отбивают на всех стенах линию верхнего покрытия пола |
Рейку-шаблон прикладывают к стене в строго вертикальном положении. Перед применением гибкого (водяного) уровня крышки трубок отвинчивают и в одну из них наливают воду, вытесняя воздух из резиновой трубки. Вода должна заполнить обе трубки до отметки на шкале 0. После этого крышки трубок плотно завинчивают и переносят уровень к месту работы. Во время работы крышки должны быть немного отвернуты, чтобы не перекрывалось отверстие для выхода воздуха. Отметки на стене делают только после полного прекращения колебаний воды в трубках |
4. Установка стеклянных жилок
Лопатка, лопата, рулетка, уровень, стеклорез, рейка, грифель, ведра, капроновая леска, ящик-контейнер для жилок
а) Разметка рисунка пола |
Двое учащихся измеряют помещение рулеткой и определяют контур рисунка пола, третий наносит контур рисунка на стены по отбитой линии чистого пола. По сделанным отметкам двое натягивают ленту рулетки, а третий по рулетке размечает рисунок пола грифелем |
Лента рулетки не должна иметь перегибов и провисаний |
б) Устройство маяков из деревянных брусков (плиток) |
Ставят маяки для устройства контурных жилок. Один учащийся подносит в ведре раствор и деревянные бруски к местам устройства маяков, двое укладывают бруски на раствор и осаживают их ручкой лопатки до отметки уровня чистого пола |
Проверить рейкой с уровнем положение маяков (они должны быть в одной горизонтальной плоскости с линией покрытия пола на стенах). При несоответствии маяки приподнимают или осаживают |
в) Натягивание лески по маякам и отметкам |
Двое учащихся натягивают леску вдоль рядов установки жилок и прижимают ее грузами к маякам, третий подносит раствор и жилки и раскладывает их вдоль линии рисунка пола |
Леска не должна провисать (проверяют на глаз) |
г) Установка жилок |
Один учащийся, передвигаясь вдоль натянутой лески, устраивает из раствора пирамидки высотой 2 - 3 см, шириной основания 6 - 8 см. Двое устанавливают жилки: утапливают их в раствор сначала под небольшим углом к леске, а затем выпрямляют и осаживают до уровня лески легким постукиванием ручкой лопатки. Окончательно закрепляют жилки обжатием их с обеих сторон раствором с помощью лопатки |
Работу выполнять в защитных рукавицах. Верхние кромки стеклянных жилок должны находиться в плоскости покрытия пола, т. е. слегка касаться натянутой лески |
5. Приготовление мозаичного раствора
Бетоносмеситель, лопатка, лопата, настольные весы, ведра-мерники, ящик для раствора
а) Отмеривание компонентов раствора |
Учащиеся под руководством мастера отвешивают необходимое количество пигмента (по рецепту), высыпают его в ведро; лопатой наполняют два ведра цементом и три ведра крошкой различных размеров |
Пигменты должны быть щелочестойкими |
б) Загрузка материалов и перемешивание компонентов |
Мастер включает бетоносмеситель. Учащиеся высыпают в него 2 ведра цемента (с пигментом) и 3 ведра крошки. Затем заливают воду и добавляют еще полведра цемента. Через некоторое время в бункер засыпают еще 3,5 ведра крошки |
Обслуживает, включает и выключает бетоносмеситель только мастер или назначенное им лицо не моложе 18 лет, имеющее удостоверение на право работы с машиной |
в) Выгрузка готового мозаичного раствора |
Мастер поворачивает бункер бетоносмесителя, выгружает мозаичный раствор в ящик и включает бетоносмеситель. Один учащийся очищает бункер бетоносмесителя от раствора с помощью лопатки |
Бункер бетоносмесителя очищают только после полной остановки машины и отключения ее от напряжения |
6. Устройство мозаичного многоцветного покрытия
Кисть-макловица, гладилка, лопатка штукатурная, рейка-правило, лопата, веник, ведра
а) Огрунтовка бетонного основания цементным молоком |
Один учащийся подготовляет в ведре цементное молоко, подносит его к месту работы и поливает им бетонное основание. Второй веником или кистью-макловицей равномерно распределяет его по бетонному основанию |
Вся поверхность без пропусков должна быть огрунтована цементным молоком |
б) Устройство прослойки из цементного раствора |
Один учащийся набирает в ведро цементный раствор, подносит его к месту работы и укладывает в ограждения между жилками, второй разравнивает и уплотняет цементный раствор стальной гладилкой |
Толщина прослойки из цементного раствора - 20 - 25 мм. При укладке, разравнивании и уплотнении раствора следят за тем, чтобы не сбить жилки |
в) Укладка мозаичного раствора |
Один учащийся подносит мозаичный раствор и укладывает его в карты между жилками согласно рисунку, второй разравнивает и уплотняет мозаичный раствор, ударяя по нему плоскостью стальной гладилки. Окончательно заглаживают раствор после проверки правильности его укладки рейкой-правилом |
Мозаичный раствор укладывают вровень с жилками. Правильность укладки и разравнивания его проверяют прикладыванием в разных направлениях контрольного правила |
7. Шлифование мозаичного покрытия
Мозаично-шлифовальная машина, машина шлифовальная электрическая с гибким валом, кельма, лопата фанерная, ведра, лопата стальная, веник, шланг водопроводный
а) Обдирка, промывка и протирка пола |
К шлифованию мозаичного покрытия приступают через 5 - 7 дней после укладки. Один учащийся смачивает поверхность водой из шланга и посыпает ее песком. Установив под руководством мастера крупнозернистые абразивные камни, учащиеся по очереди обрабатывают поверхность пола круговыми движениями мозаично-щлифовальной машины. Шлам убирают фанерной лопатой и смывают водой. Промытый пол посыпают опилками, которые затем сметают веником и собирают лопатой |
При обдирке должен быть удален верхний слой цементной пленки и обнажен рисунок пола, создаваемый крошкой горных пород. Работают в защитных очках и резиновых перчатках. Проверяют исправность всех частей машины и заземление корпуса. |
б) Шпатлевание пола и шлифование мест примыкания его к стенам |
Один учащийся приготовляет цементный раствор того же цвета, что и покрытие, и с помощью лопатки зашпатлевывает поврежденные места на поверхности пола, второй шлифует не доступные для обработки мозаично-шлифовальной машиной места, используя электрическую шлифовальную машину с гибким валом |
Проверяют, подходит ли состав шпатлевки по цвету к общему тону мозаичного покрытия. В местах примыкания к стенам не должно оставаться трещин и незашлифованных мест |
в) Шлифование, очистка от шлама, промывка и протирка пола |
Под руководством мастера крупнозернистые абразивные камни заменяют мелкозернистыми. Учащиеся по очереди обрабатывают поверхность пола круговыми движениями мозаично-шлифовальной машины. После шлифования один учащийся собирает лопатой шлам и промывает пол водой, а второй, идя вслед за ним, посыпает пол опилками, которые затем собирают фанерными лопатами и сметают веником |
Шлифуют в защитных очках и резиновых перчатках |
8. Полирование мозаичного покрытия
Мозаично-шлифовальная машина, лопатка, фанерная лопата, веник, ведра
а) Частичное шпатлевание пола |
Учащиеся приготовляют шпатлевку с добавлением пигмента соответствующего цвета и с помощью лопатки шпатлюют трещины, выколы, царапины, обнаруженные после грубого шлифования |
Проверяют соответствие цвета шпатлевки основному тону покрытия. На поверхности не должно оставаться заметных на глаз трещин, выколов, царапин |
б) Чистое шлифование пола |
Учащиеся по очереди смачивают поверхность водой и шлифуют ее мозаично-шлифовальной машиной, которую перемещают медленными круговыми движениями. Затем поверхность пола очищают от шлама, протирают опилками, которые удаляют лопатой и веником |
После шлифования на поверхности не должно оставаться излишней шпатлевки пола |
в) Лощение поверхности пола |
Поверхность слегка смачивают водой, лощат мозаично-шлифовальной машиной и природным шиферным камнем или абразивными камнями М-28, промывают водой и протирают опилками. Опилки удаляют лопатой и веником |
После лощения поверхность пола должна стать гладкой и матовой |
г) Полирование поверхности пола |
Поверхность посыпают полировочным порошком и полируют мозаично-шлифовальной машиной. Приемы работы те же, что и при лощении поверхности |
Полируют до появления на поверхности пола глянца |