Виды рисунков. Выбор рисунка для вышивки зависит от назначения вещи и от техники вышивания. Их принято разделять на рисунки свободного контура и специальные.
Рисунки свободного контура могут быть сделаны от руки или выполнены на основе открытки, книжной, газетной и журнальной иллюстрации, фото, кадра диафильма и т. д. Такие рисунки можно увеличить или уменьшить, изменить их форму и положение деталей, стилизовать; при этом смысл, содержание рисунка не изменятся (рис. 1). По рисункам свободного контура выполняются украшающие швы, вышивка гладью, бисером и стеклярусом, накладным шитьем, ришелье. Причем один и тот же рисунок может быть выполнен разными видами техники и в каждом будет по-своему хорош.
С рисунками специальными, ограниченными строго определенными рамками клетки и длиной стежка, так вольно поступать нельзя. Они не могут быть вытянуты, сдвинуты, уменьшены в каких-то частях, к ним нельзя добавлять детали, иначе рисунки приобретут иной смысл или их форма исказится. Стоит прибавить к фигурке с бантиками по одной клетке и получаются то ли косички, то ли антенна, а если передвинуть одну клетку в центре лица, вместо рта окажется один глаз (рис. 2). По специальным рисункам делается вышивка крестом, счетной гладью, выполняются строчевые гипюры, белая строчевая вышивка, вышивка бисером и стеклярусом и т. д.
Изменение размера рисунка. Рисунки и того, и другого вида можно увеличивать и уменьшать. Рисунок свободного контура фотографируется. С негатива необязательно делать фото. Достаточно пленку заложить в фотоувеличитель или проекционный аппарат и на листе белой бумаги обвести карандашом контур уменьшенного или увеличенного рисунка. Это очень точный способ. Можно поступить по-другому. Рисунок разбивается на клетки, которые нумеруются по вертикали и горизонтали. На такое же количество клеток расчерчивается чистый лист бумаги, формат которого соответствует нужному размеру рисунка; клетки также нумеруются (рис. 3). Линии с клеток оригинала переносятся на соответствующие клетки листа. Чтобы рисунок не получился искаженным, все клетки должны быть строго квадратными. Удобно пользоваться страницей школьной тетради в клетку и миллиметровой бумагой. На одну из них через копировальную бумагу переводится оригинал рисунка, на вторую наносится его увеличенная либо уменьшенная копия. Правда, размер готовых клеток ограничивает возможности увеличения и уменьшения.
Размеры специальных рисунков изменяются непосредственно при вышивании. Для этого клетки основы, по которой выполняется вышивка, берутся соответственно больше или меньше клеток рисунка (рис. 4).
Копирование рисунка. Если рисунок свободного контура нанесен на бумагу, переснять его на другой лист довольно просто, используя копировальную или прозрачную бумагу либо применив подсветку (лампой или через оконное стекло). С готового изделия такой рисунок переносится следующим способом. Изделие кладется на гладкую поверхность (стол, книгу, кусок фанеры), сверху на него - тонкая (лучше папиросная) бумага. Скомканной копировальной бумагой следует осторожно потереть по выпуклостям вышивки, чтобы на бумаге проявился контур рисунка. По нему карандашом подправляются все детали и, если возможно, подрисовывается или надписывается разработка техники вышивания. При таком способе изделию, с которого снимался узор, ущерб не наносится.
Самый быстрый способ перевода рисунка на ткань - через копировальную бумагу. Копировальная бумага накладывается переводящим слоем на ткань, рисунок - поверх нее. Все скрепляется булавками. Карандаш должен быть не слишком мягким и не очень остро отточенным, чтобы рисунок не порвался. При таком способе портится оригинал и перевод получается не совсем точным, копировальная бумага пачкает нитки и ткань.
Практичен способ нанесения рисунка как на бумагу, так и на ткань по трафарету. Правда, изготовление трафарета требует больше времени, но этот способ удобен тем, что дает возможность многократного копирования без искажения оригинала. На кальку размером больше границ рисунка на 5 - 10 см кладется оригинал (на бумаге или вышивка), и все скрепляется булавками на расстоянии от контура рисунка не меньше 3 см. Тонкой иглой, закрепленной в деревянной палочке или в незаточенном конце карандаша (длина острия не более 1 см), по всем контурным и вспомогательным линиям рисунка делаются проколы (интервал 2 - 3 мм; в мелких рисунках чаще, но так, чтобы отверстия не соприкасались). Игла ставится прямо, тогда дырочки получаются маленькие. После окончания работы следует убедиться, по всем ли линиям проколот рисунок (проверить с обратной стороны - по кальке), и лишь тогда убрать оригинал. Трафарет лучше изготовлять на застланном мягкой тканью (сукно, фланель, одеяло) столе при хорошем освещении. Чтобы сделать сразу несколько трафаретов, достаточно под рисунок подложить нужное количество листов кальки.
По готовому трафарету рисунок можно наносить, используя ватный или марлевый тампон, сухим зубным порошком или синькой, но лучше - их раствором в керосине или машинном масле, в этом случае рисунок будет четким, не сотрется и не осыпется. Прежде чем переносить рисунок на ткань, трафарет рекомендуется испытать на бумаге. На тампон, смоченный керосином или машинным маслом, берется синька (можно тампоном провести по переводящему слою копировальной бумаги, только она не должна быть химической фиолетового цвета). На бумагу накладывается трафарет, укрепляется, и по нему несколько раз проводится тампоном. Убедившись, что трафарет дает хороший отпечаток, и определив сколько жидкости нужно брать на тампон, можно переснимать на ткань. На лоскуте намечается расположение вышивки. Ткань аккуратно, чтобы не было заломов и сборок, раскладывается на столе, сверху стороной с выпуклостями от проколов прикладывается трафарет.
Если рисунок наносился на ткань сухим способом, то, предупреждая осыпание порошка, следует сразу же прошить по линиям швом вперед иголку или проложить машинную строчку.
На плюш или бархат рисунок переснимается с изнанки, а затем по нанесенным линиям прокладываются стежки так, чтобы узор был виден на лицевой стороне.
На ткани типа тюля,капрона рисунок совсем не переводится. В этом случае копия его делается на папиросной бумаге, которая затем укрепляется на материале, и все вместе прошивается по линиям узора. Бумага обрывается, а рисунок остается на ткани.
Рисунки специальные переснимаются на бумагу в клеточку цветными карандашами или значками, обозначающими разные цвета и оттенки цветов (рис. 5).
Составление рисунка. Не всегда вышивальщица может найти готовый рисунок, который бы отвечал ее замыслу. Чаще всего ей самой приходится, если не рисовать, то формировать узор из частей, выкладывая их по конфигурации изделия. Рисунок, например, составляется из одной детали, ритмично повторяющейся, при этом ее можно поворачивать то в одну, то в другую сторону - получается орнамент. Можно соединить две-три фигуры (лист, бутон, цветок) (рис. 6).
Но, выбирая составляющие рисунка, нужно соблюдать соотношение отдельных фигур. Нельзя брать бутон больше цветка и не стоит крупные детали соединять тоненькими стебельками. Не рекомендуется также делать рисунки фигур больше их натурального прототипа, это придает работе неестественность.
Иногда детали рисунка требуется расположить по-иному, чем они скомпонованы в образце. В этом случае готовятся трафареты деталей, по которым создаются их копии. Детали выкладываются на бумаге по конфигурации изделия. Их понадобится несколько раз повернуть, передвинуть вверх или вниз, пока не будет найдена удачная композиция. Если одна деталь оторвана от другой, нужно соединить, продолжить или подрисовать листок, стебелек, мережку. Из нескольких вариантов выбирается самый удачный и делается трафарет всего рисунка. Заново нанесенный на бумагу узор слегка разрабатывается штрихами - с такого рисунка легче вышивать.
Получить из рисунка, расположенного полосой, рисунок углом помогает прямое зеркало (без фаски и рамки), поставленное перпендикулярно плоскости рисунка. Отражение в нем образует угол. Угол можно взять острый, тупой либо прямой - как требуется по работе. Когда найден наилучший вариант отражения, карандашом отмечается линия пересечения зеркалом рисунка - она будет осью симметрии угла (рис. 7). Рисунок - половина угла переводится на чистый лист бумаги через копировальную бумагу или с помощью трафарета. Копировальная бумага кладется переводящим слоем на чистый лист размером больше границ узора в готовом виде на 5 - 10 см. Оба листа, скрепленные вместе в двух-трех местах по краю булавками, складываются вдвое по диагонали так, чтобы копировальная бумага оказалась внутри. Сверху кладется и прикалывается по краю рисунок, при этом отмеченная на нем линия совмещается со сгибом бумаги. Булавки, которыми прикреплялась копировальная бумага, вынимаются. Рисунок переводится, на развороте бумаги он расположится углом.
Трафарет делается следующим образом. Кусок кальки складывается по диагонали, и на него точно так же, как в описанном выше способе, кладется рисунок - половина угла. Делаются проколы иглой. На развернутой кальке будет трафарет всего рисунка. Его качество испытывается на бумаге. Та половина, на которой выпуклости от проколов находятся сверху, будет отпечатываться плохо, поэтому, если приходится много раз им пользоваться или нужно иметь четкий рисунок, делается новый трафарет всего рисунка.
Перевод рисунка свободного контура в специальный. Владея определенными навыками вышивания крестом, можно по рисунку свободного контура разработать специальный рисунок.
Так как форма деталей в специальных рисунках передается квадратами и, следовательно, контуры не имеют плавных линий, следует иметь в виду, что чем меньше размеры квадратов, заполняющих контур, тем плавнее можно передать форму и цвет предмета.
Есть два способа разработки специального рисунка: перевод рисунка свободного контура на миллиметровую бумагу и непосредственно на ткань полотняного переплетения. В обоих случаях по контурным линиям детали выделяются квадраты, где-то полквадрата выбрасывается, где-то добавляется. Получается контур, переданный целыми квадратами. Затем разбиваются на квадраты детали внутри контура и решаются цветовые места. Так можно разработать любой рисунок: фигуру человека или животного, пейзаж, портрет, тематический сюжет (рис. 8).
Переведем рисунок свободного контура - вишни - на миллиметровую бумагу и на ткань. Крестик размером 1 Х 1 мм слишком мал, им редко выполняют вышивку. Более приемлем крест 2 х 2 мм, который соответствует 3 Х 3 нити полотна. Остро отточенным простым карандашом выделяем вокруг контура квадраты. Разрабатываем цвета. Если вышивка будет выполняться как декоративная, делаем красным цветом вишни, зеленым - листья и стебельки. Более красочно выглядит художественная вышивка. В этом случае вишня по краю будет более темной - бордо, ее выпуклая часть - светлее. Кроме того, где-то белыми квадратами должен быть обозначен блик. Сдвигаем его от середины на 1 - 2 квадрата. Остальную площадь вишни заполняем красным цветом. Стебелек шириной в 1 квадрат - зеленый. Лист вышиваем двумя цветами: одну сторону - светло-зеленым, другую - темно-зеленым. Можно лист разработать и более художественно, это зависит от фантазии вышивальщицы. Веточку выполняем коричневым цветом. С готовых узоров снимаем копии.
На этом этапе и решается вопрос, какой способ разработки рисунка лучше. На миллиметровой бумаге искажений быть не может, здесь клеточки равны. На ткани с разной толщиной ниток утка и основы искажения могут быть, и копия это обнаружит. Рисунок получится вытянутым в длину или в ширину: вишня превратится в сливу, а тонкий стебелек растянется в бревно, изуродованной окажется фигура животного или человека.
Для более точной передачи линий рисунка свободного контура, а также для создания объемности, тонкой игры оттенков в некоторых случаях. используются клетки разной величины. Для этого одна большая клетка разбивается на 4 малые.
Этот прием удобен, в частности, при вышивании портрета, где требуется большое сходство.
бонус 1gocasino
Лечение зубов под микроскопом в Санкт-Петербурге