Железный прут толщиной в палец калился в печи, наливаясь малиновым цветом. Огромными, полуметровыми, щипцами Йонас вынул его из пекла и опустил на наковальню. Молот он перехватил правой рукой примерно посередине рукояти и с размаху бросил его на прут. Наковальня, инструменты вокруг отозвались железным лязгом. Кузнец поднимал и опускал свое орудие, поворачивая прут левой рукой, и вскоре расплющенный конец металлического стержня обрел форму листа.
Садовод и агроном по профессии, Йонас Пранинскас, став кузнецом и народным мастером, остался верен любви к природе. Десять лет упорного труда не прошли даром - он может теперь выковать в металле такие же нежные лепестки, как и у выращенных им когда-то роз. В детстве, прошедшем в Кедайнском районе, он помогал в кузнице: ковал подковы, оси для телег, сельский инвентарь. Спустя сорок с лишним лет, когда понял, что должен заставить металл принять образы, рождавшиеся в его сознании, руки вспомнили давний навык. Поначалу в примитивной кузнице, устроенной в старом гараже, а теперь в построенном своими руками доме-мастерской на окраине Вильнюса - тереме из сказки - Йонас наряду с подсвечниками, оправами для зеркал создает солнышки. Так любовно называют в Литве резные металлические украшения - навершия. Солнышки - потому что главный мотив их всегда дневное светило. Часто ему сопутствуют луна, звезды, фигуры геометрического или растительного орнамента.
Неистощимая фантазия народных мастеров-кузнецов создавала бесконечное разнообразие солнышек, украшавших придорожные деревянные ритуальные столбы, часовни, костелы.
Ставить у дороги высокие, украшенные замысловатой резьбой деревянные столбы здесь было принято с древнейших, языческих времен: родился человек - ставят столб, умер человек - тоже ставят столб. Эти столбы продолжают еще более древний литовский обычай делать деревянные надгробные доски в виде животных, птиц, небесных тел. На Куршской косе, в Неринге, до сих пор сохранился обычай ставить на могилах подобные доски.
Первое солнышко взошло в Литве приблизительно в конце 18 века, положив начало уникальному виду народного искусства, в котором христианская символика нашла столь причудливое изысканно-декоративное воплощение в языческих образах! Ведь и небесные светила, и святые рощи, и ужи - все эти символы плодородия, присутствующие как украшение в солнышке,- отголоски верований далекого прошлого. Память об ушедших сильна и почитаема в Литве, и кованое солнышко - знак этой памяти. Но в то же время солнце - гимн жизни и природе. Угадывающийся в форме солнышка крест - символ прощания, а раздваивающиеся лепестки его перекладин - символ плодоношения.
Вот почему, наверное, солнышки столь любимы в народе, вот почему неизменно обращаются к ним народные художники и мастера - в них запечатлены самые сильные, самые сокровенные мысли и чувства людей.
Ковались солнышки и в дни народной скорби, и в дни радостных праздников. Так было в 1975 году, когда в Литве готовились отмечать столетие со дня рождения великого музыканта и художника Чюрлёниса: по всей 50-километровой дороге из Варены в Друскининкай встали деревянные столбы-памятники с солнышками наверху. Четыре из них вышли из кузницы Пранинскаса.
Со всей республики съехались тогда в летний лагерь в Перлое народные мастера. Работали от зари до зари, высекая из могучих дубов памятники-столбы. За две недели был создан великолепный мемориал. Лучшим творением стал триптих при въезде в Друскининкай, где прошла юность художника и где открыт его мемориальный музей. Замечательным музеем деревянной народной скульптуры стала и дорога Чюрлёниса, триптих - ее философский венец: столб-колокольня олицетворяет музыку, другой столб - звук и палитру, третий - с фигурами старца, юноши и ребенка - мысли художника о сущности бытия.
Так было при создании удивительного мемориала в Аблинге - деревне, которая была уничтожена фашистами в первые дни войны, а все жители расстреляны и сожжены,- когда собрались лучшие народные скульпторы Литвы, и на лишенном растительности холме поднялись черные, опаленные, будто стволы деревьев после пронесшегося верхового пожара, памятники - портреты погибших. Ни один скульптор не имел эскиза, ни одной скульптуре не было заранее определено место. Они встали словно сами собой, чтобы, встречая и провожая день длинными тенями, беречь и охранять мирную жизнь своих соотечественников. А солнышки над их головами озаряют сегодняшний день.
Йонас Пранинскас защищал землю Литвы в минувшую войну, он украшает ее своими работами в мирные дни.
Гулко стучит молот в его мастерской. На полу разложены большие листы ватмана с эскизами люстр, бра, подсвечников, красивых дверных скоб, решеток и будущих самых разнообразных солнышек: и с тонкими, острыми, как стилет, лучами, исходящими из большого овала вперемежку со змейками, и со сложным ажурным переплетением, которое могло бы стать геральдическим знаком Рыцаря Вечного Солнца.
- Я хочу,- говорит мастер,- чтобы от моего солнышка исходило много света и тепла. А еще добро.