Вспоминаю из послевоенного детства: в каждом доме, в каждой семье тогда обязательно был один предмет, такой же необходимый, как обеденный стол. Это грибок для штопки. Тщательно выточенный из дерева, нарядно расписанный, он порой выставлялся на видное место как украшение. Шляпка его легко отделялась, а в полой ножке помещались штопальные иглы и нитки... В магазинах такие грибки продавались среди товаров первой необходимости. Где-то они теперь, эти приметы трудного послевоенного времени? Лишь изредка встретится в отделе мелкой галантереи запылившийся невзрачный пластмассовый его потомок - нет на них больше спроса. Я не грущу о тех красивых расписных грибках, их исчезновение - хороший знак нашего времени: мы теперь стали жить намного лучше, богаче. И нет необходимости тратить долгие вечера на штопку вытершихся старых носков, продранных локтей свитеров... Ювелирная это, трудная для глаз работа: иголкой с ниткой, как челноком ткацкого станка, переплетать ряд за рядом часто проложенные продольные стежки. А назавтра или через несколько дней носок все равно прорвется в новом месте - он уже износился, пора.
Богаче мы стали. С легким сердцем выбрасываем надоевшие, немодные вещи, утварь. И все же... Милые старые вещи! Они порой как члены семьи. В каждую из них вложен чей-то труд, тепло рук. А ведь бережливое отношение к чужому труду - это признак культуры, это наша гражданская позиция.
Нет, бережливость - это не скупость! Это старая народная мудрость. И это очень нужное в наше время качество. Оно необходимо и у нас дома, и в нашем общем народном хозяйстве.
Отомрет ли искусство штопки?
Недавно в ателье художественной штопки мне довелось познакомиться с одной из лучших штопальщиц Москвы Зинаидой Владимировной Бондарь. Под ее умелыми пальцами, как у фокусника, исчезают зияющие дыры и разрывы на одежде. Но вздыхает Зинаида Владимировна:
- Глаза уже сдают, а учениц у меня нет; никто не хочет учиться такому ремеслу, отмирает оно...
Не согласна. Даже в самом благополучном, обеспеченном обществе, если оно культурное и ценит вложенный труд, должно существовать это рукоделие, это ремесло. Вот типичная ситуация.
Мальчишка по случаю дня рождения надел совсем новые брюки. Переполненный чувствами по этому поводу, весело играл во дворе с ребятами, задел за сучок дерева и порвал обнову. Носить брюки нельзя. Что же, выбрасывать?
- Этому горю совсем легко помочь,- говорит Зинаида Владимировна.- Разрыв, к счастью, по долевой нити. Делаем так: разлохмаченный край разрыва срезаем, а его концы осторожно надрезаем. Казалось бы, делаем все наоборот, увеличиваем дырку (рис. 1а). Но это необходимо, чтобы шов был меньше заметен и сходил на концах на нет. Затем края разрыва аккуратно обметываем, ведя нитку по изнанке и вкалывая иглу так, чтобы нить не выходила на лицевую сторону, а проходила в толще материала (рис. 16). Теперь, перегнув ткань по линии разрыва и совместив его края, сшиваем разрыв вручную мелкими стежками «назад иголку» (рис. 1в). Шьем немного и по здоровой ткани, сводя шов на нет.
Зинаида Владимировна разутюжила шов, перевернула работу налицо - на месте разрыва лишь чуть заметный след! Но это еще не все. Крохотную ложбинку в ткани, оставшуюся на лицевой стороне (рис. 1г), надо затянуть особым распошивочным швом, тонкой шелковой ниткой, подобранной по цвету. А еще лучше вытянуть нитку из края изделия. С лицевой стороны прокалывают иглой ткань по обе стороны шва, как бы соединяя его наружные края. Следующий прокол в то же место, откуда игла сейчас вышла, но держат иглу под углом к уже проложенному стежку, и она выходит к другому краю примерно в одном миллиметре от предыдущего и т. д. Так, шаг за шагом прокладывают зигзагообразный шов, затягивающий ложбинку (см. рис. 1г, внизу). Наконец последний штрих - Зинаида Владимировна разутюживает на деревянной колодке слабину из-за неровности ткани в месте разрыва - и теперь где оно, это место, было,- можно обнаружить, лишь заглянув на изнанку. Особенно удачно получается такая штопка на мягкой ворсистой ткани.
Этим же приемом можно поставить на место клок, выдранный углом,- и по долевой нити, и по продольной.
Ну а если это не просто узкий разрыв, а дыра - прожженная, скажем, слишком горячим утюгом? Те же приемы позволят поставить аккуратную незаметную заплату. Ткань для нее можно вырезать из подгиба или подборта, заменив ее там другой. Дырку надо аккуратно вырезать в виде квадрата или прямоугольника, а углы надсечь на 5 мм. Отогнув наизнанку края дырки с четырех сторон, накладывают лоскут, следя, чтобы направление его долевых нитей совпало с основным (рис. 2а). Отогнутые края дырки и заплатки соединяют так же, как рассказано выше. Разутюживают, по лицу распошивают - все!
Такой же способ годится для замены выношенных участков ткани «в шагу» - здесь брюки изнашиваются прежде всего.
А еще владеет Зинаида Владимировна редким искусством совсем незаметно «вплетать» заплату в ткань. Лоскут, совмещенный по долевым нитям, накладывается на изъян с лица. Края его на 15 мм отгибаются кверху, а лоскут по сгибу незаметно приметывается по прямоугольному или квадратному контуру. Из свободных краев лоскута выдергивают нити, и края превращаются в бахрому (рис. 2б). А теперь предстоит ювелирная работа: петлей (длина 10 - 12 см) из нитки, вдетой в иголку, ниточки бахромы по две протаскиваются наизнанку. Кончики их той же петлей выводятся налицо и потом состригаются (рис 26): Еле заметный рубчик по лицу обрабатывается распошивочным швом, приутюживается на колодке. И вот - лоскуток буквально врос в ткань...
Много приемов и хитростей хранит старинное мастерство художественной штопки. Но и оно не стоит на месте. Меняется наша одежда, мода на ткани и на отделки. И вот появляются новые, порой неожиданные приемы, восстанавливающие поврежденную вещь.
Всегда ли надо стараться, чтобы дырочка стала незаметной? Если фактура и расцветка ткани допускают, не лучше ли, например, на лифе или рукаве платья, блузки на поврежденном месте сделать вышивку, аппликацию? А то и вовсе вместо одной дырочки сделать много - выполнить здесь вышивку «ришелье», которая сейчас в большой моде. Или на месте маленькой дырочки вырезать ромб, круг или овал побольше, вставить туда кусочек тюля, гипюра с узором или вышить монограмму, а еще лучше - выполнить в прорези изящную модную вышивку «хедебо», напоминающую старинную филейно-гипюрную (рис. 3). И станет вещь наряднее и современнее, чем была.
И еще советы, казалось бы, не относящиеся к штопке. Если вы сами шьете блузку или рубашку - купите ткани на 10 см больше и выкроите ее немного длиннее, чем нужно. Это практичнее, чем припасать лоскуты на случай ремонта. Когда понадобится заменить воротничок или манжеты, выкроите их за счет лишней длины - и у вас не возникнет проблемы с несовпадением оттенка, какие бывают, если эти детали кроить из новой, нестираной и невыгоревшей ткани.
Чтобы пятки носков дольше не протирались, после стирки натрите их куском сухого мыла или парафина.
Простыни обычно вынашиваются посередине, а края остаются по-прежнему крепкими. Если середина простыни уже начинает просвечивать, очень просто ее обновить. Сложите простыню вдоль и сострочите вместе ее края. Теперь разрежьте ее посередине, срежьте сильно выношенные края, которые раньше были серединой, и подрубите их. Простыня, хотя и стала немного уже, еще долго послужит.
Брюки сына протерлись на коленях. Или, может быть, стали слишком коротки, хотя в ширину еще хороши.
Обрежьте штанины выше колен и подшейте их - получились шорты. Одну из отрезанных частей брючины укоротите, срезав потертые места, выверните наизнанку и сшейте по срезу. С другой стороны брючины сделайте кулиску и вденьте в нее шнурок. Вот и готов мешок для сменной обуви, чтобы ходить с ним в школу.
А вторую отрезанную брючину распорите вдоль бокового шва, разгладьте, подогните края и полученный прямоугольник пришейте к подкладке на спине пальто сына. Внутри пальто получился большой вместительный карман. Сюда удобно класть шапку и шарф, сдавая пальто на вешалку, вместо того, чтобы заталкивать их в рукав.
Выгоревший поблекший однотонный свитер фабричной вязки можно легко и быстро обновить..Осторожно распорите его по швам, отпарьте, разгладьте и сшейте снова невыгоревшей изнаночной стороной наружу. Изнаночный рисунок вязанья, кстати, сейчас в большей моде. Можно украсить свитер несложной вышивкой крестом, подобрав гармонирующую пряжу. Из этой же пряжи можно заново связать воротник и манжеты, которые изнашиваются быстрее всего. А новые удлиненные манжеты и резинка пояса на некоторое время продлят жизнь детского свитера, который стал мал.
Покупая пуговицы, вы сэкономите, если приобретете две запасных! Пришейте их к одежде с изнанки в месте внутреннего шва - так они будут всегда под рукой. Это избавит вас от покупки нового набора пуговиц, если хотя бы одна из них потеряется.
В вашем доме скопилось несколько старых, вышедших из моды мужских галстуков. Им тоже можно найти применение. Распорите галстуки по внутреннему шву, выстирайте и разгладьте. А теперь - либо из их широких частей можно сшить нарядную юбочку для маленькой девочки (шести- или восьмиклинку из соответствующего числа галстуков), либо нашить их в качестве нарядной отделки на однотонную расклешенную юбку для девочки-подростка. Из узкой части одного из галстуков получится пояс. Остальные обрезки, разгладив и сострочив в полотно, можно превратить в красивый чехол для диванной подушки. Здесь есть над чем пофантазировать: полоски нарядного шелка можно расположить по диагонали, переплести под углом и т. д. (рис. 4).
Итак, носки с вытершимися пятками штопать бесполезно. Зато стоит отрезать от них верхнюю часть - резинки. Когда вашему ребенку станут коротки брюки или рукава курточки, можно удлинить их, надставив этими импровизированными манжетами. А еще хорошо вшить такие «манжеты» внутрь рукавов пальто. Плотно обхватывая запястья, они защитят от задувания ветра, не дадут набиться в рукава снегу даже во время самой отчаянной ребячьей снежной баталии.