Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Рукоделие


3. Первые занятия с детьми в семье

Кукольная одежда

  Когда дитя уже овладело способностью шить кукле бельё, можно переходить к более сложным вещам- верхнему платью: штанишкам на куклу-мальчика и платью на куклу-девочку, чулкам, шляпе, тапочкам.

  Шить их просто, но кроить нужно научиться. Покажем вот эту картинку - рисунок 3. Объясним: буква а- спинка платья, буква б - полка, т. е. перёд. Чтобы платье развевалось, было пышное, надо внизу сделать пошире. Вот эти две выкройки и вырежем из бумаги, предварительно измерив куклу, чтобы знать, какие должны быть размеры. Измерим только ширину в груди, а длину сделаем в четыре раза больше. Сначала пусть начертит карандашом. Вычертил - поправим. Пусть вырежет. Вырезал - примерим на кукле. Если велика - подрежем, если мала, то учтём при кройке и прибавим пошире. Можно сразу приложить к материи и вырезывать. Вырезали - отложили. А вот на картинке (буква в) рисунок рукава, тоже выкройка. Скажем ребёнку, какие размеры- пусть вычертит карандашом на бумаге и вырежет. По этой выкройке надо резать из материи два одинаковых рукава - почему? Ребёнок сам ответит на этот вопрос. Выкроили - отложили. На рукав нужна манжета. Покажем размеры - вычертит и сам выкроит. Тоже две. Можно сделать ещё пояс. Его без выкройки делают: просто длинная ленточка из той же материи. А вот для украшения очень бы хорошо было придумать воротничок. Надо, чтобы он был другого цвета; если платье белое, то воротничок - яркого цвета: красного, зелёного или синего; если платье цветное, лучше всего воротничок сделать беленький. Уж пусть мама постарается где-нибудь достать клинушек белого батиста или шёлка. Для воротничка нужны, конечно, выкройки: вещь тонкая, требует осторожности. Начертим по рисунку (где буква д) полукруглую полоску и, вырезав её, примерим на шее куклы. Их надо две половинки. Поэтому свернём бумагу вдвое и сразу режем две. И из материи будем выкраивать сразу две, чтобы они были одинаковые.

  Закончили кройку. Все детали готовы. На этом сделаем перерыв. Шить будем завтра.

  Начинаем шить с самых крупных вещей: спинку с полкой. Прикладываем и обнаруживаем, что полка в плечах шире спинки. Это не ошибка: так надо. На рисунке на плечах переда проведены по 4 пунктирных линии. Это складки. Под буквой е показано, как надо застрочить складки. Сделаем их. А потом приложим полку лицом к лицу к спинке и будем шить. Когда сшили, то примерим на кукле. Может быть, опять голова не проходит. Тогда надо сделать прорез на спине и обшить его швом через край. И можно даже пришить кнопочки, чтобы застёгивать. Как пришивать кнопки, мама покажет. Потом сшиваем рукав, тоже лицевой стороной внутрь. Рукав обязательно надо примерить на кукле. Если он хорош и не требует переделки, то по такому же способу шьём и второй рукав. Пришиваем к рукавам манжеты, которые сначала сшиваем в виде колечка. Верхний край этого колечка пришивается к рукаву, а нижний обшивается ниткой через край.

  Пришиваем рукава так, чтобы самый длинный край их приходился как раз наверху плечевого разреза платья. Пришиваем наизнанку, чтобы потом можно было вывернуть и чтобы не видно было ниток. А то некрасиво. Пришьём воротничок к вороту. Только сначала его края надо обшить, чтобы не рассыпались. Можно обшить цветной ниткой - тоже будет красиво.

  Когда мы оденем куклу в это новое платье, то посмотрим, не длинно ли оно. После примерки подогнём нижний край настолько, чтобы было как раз по нашему вкусу. И подошьём. Вот платье и готово.

  Шить, вообще говоря, проще, чем кроить, но утомительнее. На шитьё уходит больше времени. Поэтому сшить всё платье в один день невозможно, надо продолжить работу на другой день.

  Шапочку или колпачок можно сделать так: берём полотно длиной 24 см, шириной 10 см. Складываем вдвое и сшиваем лицевой стороной внутрь. Сшиваем один край. Остальные края загибаем и делаем рубчик. К острым углам пришиваем ленточки. Колпачок готов. Можно и усложнить работу, чтобы было красивее. Не пришивая лент, загибаем углы. Их пришиваем с боков. Наверху помещаем кисточку.

  Чулки лучше всего выкроить из трикотажной ткани. Они тогда будут больше похожи на настоящие. Длину делаем по длине ноги, а ширину - по окружности ноги под коленкой. Шьём наизнанку, а при надевании вывернем.

  Теперь мы можем себе представить полное убранство кукольного уголка. Пусть ребёнок проявляет больше самостоятельности и изобретательности. Если он придумал что-нибудь новое, надо поощрить его творчество. Не беда, если это его творение получится не таким, каким оно представлялось в мечте. Надо помнить главное- содействовать развитию наблюдательности и способности самостоятельно осуществлять задуманное. Ребёнку хочется, чтобы его уголок был похож на настоящую квартиру. Вот этому и надо содействовать.

  Создание кукольного уголка является игрой. В игре ребёнок незаметно для себя приобретает первоначальные навыки кройки и шитья. Процесс создания вещей увлекает его. Надо этим воспользоваться, чтобы постепенно включать детей в общественно-полезную работу. Параллельно с игрой надо постепенно приучать ребёнка к самообслуживанию. Например, сказать: «Ты очень хорошо пришила (пришил) пуговицу на платье куклы. А вот у твоего платья (рубашки) пуговица оторвалась. Сумеешь пришить? Попробуй!»

  Самообслуживание. В возрасте пяти-шести лет ребёнок начинает сознавать себя членом коллектива как в среде товарищей, сверстников, так и, особенно, в семье. Слова: «надо», «нельзя», «хорошо», «плохо», «красиво», «некрасиво» - для него уже имеют вполне определённое значение. И когда мы говорим: «Не следует портить платье»,- он отлично понимает, что не только должен остерегаться, чтобы не порвать его, но и в случае несчастья с одеждой уметь починить, зашить. И тут мы должны поставить твёрдо: пусть не надеется, что кто-то за него сделает, если он может сам. Но случается часто так, что он этого делать не умеет.

  Вот почему в возрасте пяти-шести лет надо параллельно с игрой постепенно прививать детям навыки самообслуживания, заботы о себе и о других членах семьи. Самое главное - это развивать у ребёнка любовь к общественно-полезному труду. Надо стремиться к такому положению, когда мальчик или девочка самостоятельно берётся за полезное дело с таким же удовольствием и охотой, как за игру. Но это не всегда удаётся. Причин очень много, основная из них - в том, что мы сами, родители, недостаточно внимательно учитываем все обстоятельства окружающего ребёнка быта и не направляем воспитание планомерно и разумно.

  Очень часто родители оказываются свидетелями такого неприятного явления: девочка пяти лет подходит к матери и требовательно заявляет: «Мама, не видишь разве, у меня платье разорвалось? Надо зашить». Это оскорбляет родителей. Причина в том, что знание о правах и обязанностях ребёнок усваивает из разговоров взрослых, со слов, тогда как уметь выполнять ту или иную работу со слов нельзя. Надо учиться. И если мы, родители, своевременно не поможем ему практическими примерами, не покажем, как и что он может и должен делать, у него постепенно разовьётся неприязненное отношение к труду, к делу.

  Часто приходится наблюдать, как мальчик или девочка часами упорно роется в земле, или плетёт сетку, или точит коньки, или шьёт мяч для тенниса,- и не устаёт. Ему мать кричит: «Иди обедать! Все уже вышли из-за стола!» А он никак не может оторваться, у него не хватает силы бросить занятие. Между тем если мать заставит его делать такую же по сути дела работу: нарыть земли для цветка, что-нибудь сплести, поточить ножи, но - не ради игры, а с пользой, в качестве обязательного задания, то через несколько минут мы услышим от него: «Ох, больше не могу, устал!» И это не будет притворством. Взрослые обычно добродушно качают головами: дело - не игра! И выполняют сами то, что было поручено молодому помощнику. Вот это неправильно. Неправильно освобождать детей от порученного дела, если не хотим их избаловать. Ещё неправильнее само рассуждение, будто работа тяжелее игры только потому, что она имеет серьёзное назначение. Причина не в серьёзности, а в отсутствии удовольствия при выполнении задания. Удастся нам сделать работу такой же интересной, как игра,- и она покажется такой же лёгкой.

  Почему интересна игра? Она интересна по нескольким причинам. Проявляется воля: хочу - сделаю; воображение: фантазия рисует заманчивый образ будущей интересной вещи; изобретательность: радует собственная смекалка, предвкушение общего удивления; соревнование с товарищем: подбодряет радость предвкушения победы.

  А почему неинтересна работа? Потому что её единственный стимул обычно - «надо», мать приказала, отец велел или задано по программе. Чтобы работа стала так же интересной, как забава, надо придать ей те же источники интересности. В области рукоделия все они могут быть удачно применены: и изобретательность, и инициатива, и фантазия, и соревнование, и радость победы над трудностью. В области самообслуживания поле деятельности ещё шире. Стремление быть похожим на взрослых- один из самых сильных побудителей в дошкольном возрасте. Человеку доверяется сделать то, что обычно делают большие,- тут есть чем гордиться! Для начала младшим членам семьи поручаются такие задания, как поливка цветов в комнате, забота о соли на столе за обедом, подметание пола, мытьё посуды, руководство младшим братом или сестрой при отправке в детский сад и т. п. Выполнение каждого из таких поручений должно получать оценку с похвалой и даже благодарностью в случае успешной работы. В качестве поручения, как члену коллектива, может быть забота о том, чтобы у всех членов семьи к их одежде были пришиты пуговицы. Очень много путей для воспитания серьёзного отношения к обязанностям перед семьёй, коллективом. При этом надо помнить, что самообслуживание начинается с самого себя, а кончается работой для коллектива (семьи, класса, пионеротряда и т. п.). Оно развивается и усложняется с возрастом.

  Чтобы самообслуживание имело успех, нужно соблюдать элементарные условия: во-первых, постепенность, т. е. не забывать о том, что поручалось вчера, не забывать нагружать новым заданием сегодня, не перегружать через силу, но и не застывать на одном уровне; во-вторых, всеобщее признание и уважение при хорошем выполнении поручений, недопущение насмешек со стороны старших братьев или сестёр; в-третьих, не исключать кого-нибудь по прихоти старших из общего обязательного выполнения своих обязанностей (дети очень чутки к соблюдению справедливости); в-четвёртых, не допускать эксплуатации взрослыми младших членов семьи.

  Можно начинать самообслуживание с заботы о костюме - сначала соблюдение чистоты и опрятности, потом и производство ремонта. Существует предубеждение, будто мальчику не надо уметь шить. Оно не помогает укреплению семьи. Гораздо лучше, если налажена взаимозаменяемость между членами семьи. Как в большой, общественной жизни постепенно стирается различие между мужскими и женскими профессиями, так и в семье должно развиваться убеждение, что всякая полезная работа почётна и надо научиться её выполнять. Оторвалась пуговица - мальчик может пришить её сам, порвался чулок- заштопать. Ничего в этом зазорного нет.

  В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики и девочки одинаково нуждаются в умении держать в руках иголку. Помимо практической пользы, занятие рукоделием способствует развитию пальцев, что полезно для будущих мастеров тонкого станочного оборудования, для будущих музыкантов, художников, скульпторов.

  Наша с вами задача - путём самообслуживания детей привить им первые навыки рукоделия, а путём рукоделия улучшить самообслуживание.


Проголосовать: 
Категория: Рукоделие | (13.03.2011)
Просмотров: 3933 | Рейтинг: 0.0/0