Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Рукоделие


24. Работа по дереву

Выпиливание

  Выпиливание из дерева - первоначально из фанеры, затем из хорошо обработанной древесины - известно в нашей стране с древних времён. Пропильная резьба украшала наличники окон, карнизы, фризы, ворота, мебель и посуду русских людей в незапамятные времена. Она пользуется уважением в народе и в наши дни. Нередко встречаешь в быту то тонко отделанную выпиленную рамку картины, то солоницу, то нож для разрезания бумаги.

  Занятие выпиливанием хорошо помогает воспитанию художественного вкуса, глазомера, точности руки, настойчивости, терпения. Кроме того, это занятие очень увлекательное: кто попробовал подержать в руках лобзик да сделать хотя бы небольшую, но самостоятельно выпиленную по собственному рисунку вещь, тот хочет делать ещё и ещё, тот стремится выпилить всё более тонкую, изящную, удивительную по мастерству и замысловатости вещь.

  Прежде чем приобретать инструмент для выпиливания, полезно заняться более простым видом пропильного мастерства - резьбой по бересте. Береста - это верхний белый слой коры берёзы. Для начала берем квадратный кусок бересты. Наносим на него шилом или остро отточенной палочкой узор такого типа, чтобы после получился ажурный силуэт. Затем острым перочинным ножом или лезвием бритвы осторожно прорезываем намеченные линии (рис. 56), положив нашу бересту на деревянный валик, который должен иметь ровную поверхность и который не жалко портить ножом.
 

  Когда весь узор вырезан, тщательно вынимаем все кусочки бересты, составляющие фон, а полученное берестяное кружево наклеиваем на подготовленную гладкую доску, покрытую тонкой фольгой; особенно красиво бывает использование разноцветной фольги: красной, синей, зелёной, желтой. Такие берестяные орнаменты хорошо украшают туалетные зеркальца, чернильные приборы, рамки портретов и картин, крышки ларцов, шкатулок, радиоприёмники, гармони.

  Для большей прочности берестяного узора его следует покрыть тонким слоем «белого», т. е. бесцветного, лака, промазывая одновременно и фольгу, чтобы скрепить всю поверхность вещи.

  Но это лишь первоначальные уроки для подготовки к искусству выпиливания из дерева. Выпиливание заключается в следующем. На фанеру (или тонкую отшлифованную доску) наносят карандашный рисунок; по линиям этого рисунка выпиливают тонкой пилкой те места, которые составляют фон, а не узор, и тогда узор выступает силуэтом на тёмном фоне вырезов. На рисунке 56 видно, что при вычерчивании. узора надо всё время помнить о необходимости оставлять мостики. Например, у звезды концы не могут быть острыми, так как они одновременно являются и мостиками, на которых звезда держится. Так мы и запомним, что чем короче тёмные пятна, т. е. чем больше связующих мостиков между белыми пятнами, тем прочнее держится узор. Но, с другой стороны, следует помнить, что мелкие отверстия труднее пропиливать; чем длиннее и прямее линия, тем она легче получается.

  Бывают случаи, когда просто невозможно сохранить цельность пластинки; тогда узор выпиливают частями, а затем объединяют в общий рисунок.

  Инструмент, необходимый для выпиливания, - это прежде всего лобзик (рис. 57а), представляющий собой рамку (металлическую или деревянную) в форме буквы П, и набор пилок. Пилки, которые вставляются в зажимы рамы и подвинчиваются для натяжения, могут быть различной толщины: от № 1 до № 10. Чем изящнее работа, тем тоньше требуется пилка, меньше номер. Чем грубее работа, тем толще можно взять пилку; она режет быстрее.
 

  Кроме обязательного инструмента - лобзика, желательно иметь струбцинку с винтом для привинчивания её к столу и с доской, имеющей треугольный вырез (рис. 57 б), дрель и несколько свёрл к ней для сверления малых отверстий (рис. 57 в), напильники (круглый, полукруглый и плоский), щипцы (кусачки и плоскогубцы), стамески, нож садовый, шилья, молоток, рубанок, кронциркуль, линейки, угольники, лекала и вспомогательные материалы: клей столярный, пемза, шкурка стеклянная и наждачная, лак, шурупы, мелкие гвозди, кнопки.

  В качестве поделочного материала применяется высшего сорта фанера, а для более тонких художественных работ - просушенные тонкие, ровные дощечки из берёзы, липы, клёна, ясеня, грушевого дерева; более дорогие: карельская береза, полисандр, орех, дуб, пальма, красное дерево, самшитовое дерево, каштановое. Дуб слишком труден для обработки, вяз коряв, редко встречается ровными досками, ель и сосна ровные, но слишком колкие.

  Рассмотрим характерные особенности наиболее употребительных древесных материалов.

  Самое мягкое, неколкое, эластичное, легко поддающееся обработке дерево - это липа. Её можно узнать по белизне древесины, восковой мягкости, тонкой волокнистости, плотному строению и чрезвычайно лёгкому весу.

  Значительно твёрже берёза. Молодая берёза так же бела, как липа, старая - красноватого оттенка. На раскол берёза упорнее, чем липа, поэтому из неё удобнее делать тонкие сложные узоры. Но есть у берёзы один недостаток, который надо всегда помнить: от сырости она разбухает, а это может привести и к короблению (при неравномерном высыхании), и к трещинам, если не принять своевременных мер предосторожности (лакировку, вощение). Несколько большей твёрдостью, но и большей колкостью отличается клён. Он особенно хорош для полировки: легко поддаётся искусственному окрашиванию с полировкой под орех, под полисандр и пальму. Молодой клён подвержен короблению от сырости, старый - устойчивее. Ясень бывает розоватый и желтоватый. Это наиболее твёрдая из употребительных для выпиливания пород. Но колется ясень легче, чем берёза.

  Большую роль играет подбор рисунка дерева. Особенно красивые срезы дают ясень, карельская берёза и орех.

  Для начала учащимся надо пользоваться фанерой, так как она не раскалывается при неумелом обращении и стоит не так дорого. Для выпиливания следует подбирать фанеру тонкую (меньше 2 мм), плотную, с гладкой поверхностью и без сучков.

  Техника выпиливания заключается в следующем:

1. Подготовка материала. Делаем дощечку как можно более гладкой и ровной, для чего строгаем её рубанком, протираем шкуркой или стеклянкой, отшлифовываем пемзой. В порошок пемзы можно добавить немного льняного масла (однако от этого дерево темнеет).

2. Перевод рисунка. Заранее подготовленный орнамент, который мы определили для выпиливания, переводим на кальку или сводим на бумагу, затем под эту кальку (бумагу) подводим копирку и вместе с нею накладываем на подготовленную дощечку. Прикалываем кнопками и остро отточенным карандашом сводим узор. Прежде чем снять кальку, просматриваем по частям, все ли детали рисунка хорошо получились. После этого пронумеровываем цифрами 1, 2, 3 и т. д. порядок выпиливания деталей, помня, что начинать надо с наиболее мелких узоров, узких перемычек, а кончать - наружным контуром.

3. Наколка надрезов. Чтобы ввести в дерево пилку, нужно сделать отверстия в тех частях, которые будут выпилены. Если дерево прочное и раскола опасаться не приходится, то надрезы накалываем острым шилом; в противном случае пользуемся дрелью и, осторожно вращая сверло, нажимаем на ручку, причём дощечка в это время должна плотно лежать на ровной поверхности.

4. Налаживание лобзика. На доску («станок»), которая прочно привинчена струбцинкой к столу, кладём нашу дощечку так, чтобы рисунок был сверху, а отверстие № 1 приходилось как раз над серединой треугольного выреза в доске «станка». Берём лобзик, вставляем пилку в нижний зажим (в тот, что у ручки), проводим другой конец в отверстие № 1 снизу вверх и закрепляем оба конца пилки так, чтобы зубья были обращены наружу от рамы лобзика и вниз, по направлению к ручке. Натяжение пилки должно быть неслабым; но слишком перетягивать опасно: может порваться.

5. Процесс выпиливания. Пилим, держа лобзик за ручку под столом, а дощечку придерживая сверху левой рукой и поворачивая по ходу пропиливания так, чтобы пилка всё время находилась в середине треугольного выреза. Пилим сверху вниз, наблюдая всё время за тем, чтобы лобзик находился в перпендикулярном отношении к доске, не наклонно, не боком. Нажимать надо равномерно, несильно. На длинных линиях размах должен быть как можно больше, почти во всю длину пилки; на мелких деталях, близ крутых поворотов, в острых углах надо пилить короткими взмахами.

  Некоторые любители выпиливания провели и в этом искусстве рационализацию: приспособили ножную швейную машину в качестве механического привода движения лобзика, освободив, таким образом, обе руки для управления дощечкой.
 

  Рассмотрим, как практически проводить работу лобзиком. Возьмём для примера известный нам по художественному черчению орнамент. Но здесь он у нас примет несколько иные очертания, применённые к выпиливанию (рис. 58). Первая особенность его заключается в том, что линии пропиливания все замкнуты, т. е. окружают какую-то площадь, которая будет вынута. Вторая особенность- в том, что все оставляемые места связаны между собой и с рамкой, не выпадают. Если в рисунке можно соблюсти эти особенности, значит его можно выпилить, как бы он ни был сложен.

  Можно попробовать выпилить абажур для электролампы (настольной или потолочной) из четырёх-шести дощечек с подложенным и просвечивающим матерчатым (шёлковым) фоном. Дощечки можно скреплять проволочными шпильками или клеем.

  Можно выпилить переднюю доску радиоприёмника, репродуктор, чернильный прибор, шкатулку.


Проголосовать: 
Категория: Рукоделие | (20.03.2011)
Просмотров: 18765 | Теги: выпиливание | Рейтинг: 1.5/2