Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Логин:
Пароль:

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Рукоделие


1. Первые занятия с детьми в семье

ПЕРВЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

Детский уголок


  С чего начинать шить. Прежде всего в своей квартире необходимо выделить для ребёнка детский уголок. Это своего рода «квартира», где он представляет себя большим и с помощью воображения превращает игрушки в предметы «большой» жизни. Давайте относиться к этому уголку со всей серьёзностью, не нарушая самодеятельности малыша, не навязывая ему чего-нибудь против его желания, руководить ростом ребёнка.

  Как это делать? Средств воздействия очень много:

- похвала за удачно одетую куклу, за чистоту и порядок в «комнате», за выдумку, за проявление заботы о кукле и т.д.;
- разговор с ребёнком, например: «А что это у тебя? Тумбочка или шкаф? Для каких вещей?.. А как ты это делаешь? Хорошо ли так? А не сумеешь ли вот так? Тогда бы было совсем как настоящее»;
- игровое соревнование: кто скорее произведёт уборку- я в квартире или ты в своём уголке? или: кто красивее накроет постель? или: кто скорее кончит шить платье - я для тебя или ты для куклы?
- соревнование детей между собой - в постройке дворцов или украшении, одевании кукол, в вырезывании или вышивании; при этом надо следить, чтобы соревнование не переходило во вражду и взаимное стремление испортить вещи товарища;
- рассказ о виденном сооружении (башня, машина, мост и т. п.), рассказ о виденных уголках других детей. Надо возбудить любопытство, а потом помочь самим сделать так же.

  Применение различных приемов зависит от характера ребёнка, от его возраста, способностей, наклонностей, даже от настроения, от условий быта.

  Большого количества кукол и игрушек для уголка вовсе не требуется. Наоборот, изобилие подавляет фантазию и изобретательность, теряется чувство привязанности к вещам, остывает забота о них. А привязанность и забота- хороший путь для приучения детей к рукоделию.

  Прежде чем учиться кроить и шить из ткани, ребёнку полезно попрактиковаться в вырезывании из бумаги. Это поможет ему играючи овладеть ножницами и послужит толчком и началу развития художественного вкуса.

  Покажем ему, как следует правильно держать ножницы. Пусть сначала вырезывает готовые картинки, например фигурки из конфетных обёрток. Накопив значительное количество таких фигурок, он может взять чистый лист или, ещё лучше, тетрадь и наклеивать в определённом порядке вырезанные фигурки.

  Дети очень любят украшать свой кукольный уголок. Поможем им делать украшения из бумаги. Например, если взять два листа бумаги разных цветов и нарезать их узкими длинными полосками, то можно сплести цепочку. Для этого берём конец полоски одного цвета и склеиваем его под прямым углом с концом полоски другого цвета; затем поочередно загибаем полоску за полоску, пока не получится длинная гармошка-цепочка. Можно цепочку делать из отдельных колечек, нанизывая и склеивая их звено за звеном.

  А если цельный лист бумаги сложить в виде гармошки узкими ровными сгибами, склеить один конец и распустить другой, то получится веер. Применяя бумагу разного цвета, мы получим веер разноцветный.

  Потом можно перейти к более сложным вещам того же типа - ёлочному фонарику и гармошке. Фонарик делается так: плотно сложенный (но не склеенный) веер надо промять ещё поперечными тонкими же ровными сгибами; затем, осторожно развернув, склеить в форме ребристого цилиндра. К одному концу цилиндра приклеим круглую картинку - дно, к другому привяжем нитку в форме дужки. Гармошка делается в обратном порядке: сначала склеивается гладкий цилиндр, затем он разглаживается на столе и ещё раз складывается вдоль оси; потом уже делаются поперечные сгибы. Осторожно развернув цилиндр, получаем ребристый брусок, пустой в середине. Это и есть гармошка.

  Для развития у детей смекалки и желания самим делать интересные вещи полезно научить их складывать из тетрадочного листа бумаги такие игрушки, как ветряк, котик, голубь, лодка с парусом, самолёт, а в более старшем возрасте - змей-монах и змей с дранками.

  Девочка воображает себя матерью любимой куклы. Ей хочется одеть её покрасивее. Поможем ей в этом. Пересмотрим наш бельевой гардероб: конечно, найдутся лишние, поношенные вещи. Отдадим их для игры. Разумеется, не все сразу. Вот, например, старая сорочка девочки. Она и мала, и поношена. Отстираем ее, отгладим, может разрежем на куски и предоставим в распоряжение кукольной хозяйки. И сразу, пока не остыл интерес, примемся за работу. Пусть занимается творчеством.

  Скажем: «А ведь было бы очень красиво, если бы на постели куклы было одеяло, подушка, простынка, на крючке висело бы полотенце? Давай сошьём?» Начинаем с самой простой вещи - салфетки.

  Пусть ребёнок поучится резать ножницами сначала на маленьких лоскутках. Для салфетки нужно выкроить правильный четырёхугольник. Чтобы вырезать ровно, можно сначала прочертить карандашом по линейке. При этом надо стараться, чтобы линии совпадали с направлением нитей материи. Резать следует на ровном столе, не поднимая ткань на воздух, так, чтобы острый конец ножниц скользил по столу. Левой рукой придерживать, чтобы материя не съезжала в сторону. Когда вырезка четырёхугольника под нашим наблюдением закончена, показываем, что в таком виде салфетку применять ещё нельзя: её края осыпаются, т. е. с цих свешиваются нитки. Есть два способа поправить дело: один проще, другой - труднее, но надёжнее. Простой способ возможен только тогда, когда края материи совпадают с нитями ткани. Пусть ребёнок выдернет с каждого края по 5 - 10 ниток. Получится салфетка с бахромой и осыпаться не будет. Второй способ - подшивка краёв. Попробуем шить самым лёгким и самым употребительным швом - «через край».

  Вдеваем нитку в иголку; нитку надо брать подлиннее, но чтобы не путалась при шитье, примерно 50 см. Покажем ребёнку, как закрепить нитку на углу, а дальше он уже сам будет шить. Как при этом надо держать работу, видно на рисунке 1а. Игла - в правой руке, в большом и указательном пальцах. Работа - в левой, уже не на столе, а навесу, обшиваемым краем вверх. По этому краю шьём справа налево. Вкалываем иглу с внешней стороны (на себя), сверху вниз, с уклоном влево. Перехватив выступивший острый конец иголки, вытягиваем его вместе с ниткой на себя и делаем второй колок. Стараемся, чтобы он был на таком расстоянии от края, как и первый. Первое время стежки ложатся неровные и слишком слабые или перетянутые так, что морщат материю. Надо приучаться делать их ровными. Обшили один край, переходим ко второму и так далее. На конце закрепляем нитку несколькими колками на одном месте. Можно нитку взять цветную- тогда шов не только сделает салфетку прочной, но и украсит её.
 

  Когда дети научились делать такие швы, пусть постараются в дальнейшем обходиться без помощи родителей: сами вычерчивать по линейке, вырезывать и шить. Даже вдевать нитку в иглу и делать на конце узелок можно научиться. Обвёртываем нитку колечком вокруг ногтя указательного пальца левой руки; движением пальцев скатываем это колечко с ногтя, чтобы под пальцами конец закрутился, а правой рукой тянем нитку, и кольцо стягивается в узелок. Ничего, если первые узлы окажутся некрасивыми. Все так начинают: сначала не умеют, потом умеют плохо, наконец, умеют хорошо.

  Сделанную салфетку можно постелить на кукольный столик, на тумбочку. Этот первенец творчества должен быть поощрён похвалой старших. Насмешки никакой не должно быть и в помине ни со стороны отца, ни даже старших братьев. Ребёнку, естественно, хочется немедленно начать другую, третью вещь - всё убранство уголка сразу. Но довольно. На сегодня достаточно этого. Иначе завтра не захочется и смотреть на иголку. А сейчас надо бережно положить все инструменты на место в коробочку, чтобы всё лежало в полном порядке.

  Далее можно делать другие прямые вещи: полотенце, одеяло, коврик на стенку, коврик под ноги у кровати. Постепенно надо усложнять работу. Например, к концам полотенца и к краю одеяла пришьём тем же швом полоску кружев. Коврики можем украсить крестиками из цветных ниток. При пришивании кружев мы можем изучить и новый шов: подгибать край и зашивать его. Это называется шов вперёд иголку. Делается он так: кладём край ткани на стол и сгибаем его на полсантиметра, как показано на рисунке 1б. Берем иголку с ниткой и шьём.

  Игла прокалывает верхний согнутый край, проникает сквозь материю, а потом снизу прокалывает оба полотна и выходит наружу. Мы её подталкиваем пальцем. Вынув иглу за конец, вытянув нитку, снова вкалываем дальше влево. И так продолжаем вдоль всего края, пока не получится кромка. Вот к этому краю и пришиваются кружева.

  На рисунке 1в показано, как нужно держать материю и прикладывать кружева. Вся хитрость в том, чтобы одновременно соблюдать несколько условий: чтобы шов был ровный, т. е. каждый новый стежок был похож на предыдущий, чтобы кружевная лента не сползала с края материи и чтобы она не сминалась при шитье. Потрудимся - зато получим хорошую вещь. Если полотенце, одеяло, скатерть будут с кружевами - это очень красиво. А главное - всё это умеет делать сам ребёнок.

  Подушка и стёганое одеяло делаются потруднее. Не следует переходить к ним, пока не закончили первых вещей и не подготовились к выполнению более трудных. Бывает так, что девочка вдруг заявляет, что устала, не закончив одной вещи. Надо прекратить, отложить до следующего раза. Прерывать работу лучше всего на интересном месте, чтобы завтра приняться за неё с охотой.

  Подушка. Для подушки выкраивается прямоугольное полотно, у которого длина в два раза больше ширины. Складываем полотно вдвое изнанкой вверх. Сшиваем. Часть края оставляем недошитым. Через это отверстие вывернем наволочку на лицевую сторону. Через это же отверстие набьём в наволочку ваты. Зашьём отверстие наглухо. Если позволяют умение и желание, можем усложнить работу дополнительными украшениями: по шву вдоль всех сторон пришить бахрому из кружевной ленточки. Получится, как будто подушка накрыта накидкой.

  Одеяло для кукольной кроватки можно делать из более плотной материи (например, бумазеи, фланели, трикотажа), желательно яркой расцветки. Простыня, конечно, должна быть белой. Она делается так, как и всякое прямое полотно с подогнутыми краями. Если размер простыни возьмём 30 см на 20 см, то одеяло можно сделать пошире и подлиннее - в зависимости от размеров кровати и куклы. Края одеяла хорошо обшить цветной ниткой швом через край.


Проголосовать: 
Категория: Рукоделие | (12.03.2011)
Просмотров: 5745 | Теги: рукоделие | Рейтинг: 3.0/2