Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Логин:
Пароль:

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Склад


Сад над головой

 Весной поля в Таджикистане покрываются сплошным ковром тюльпанов, и с давних времен крестьяне отмечают здесь начало полевых работ праздником тюльпана, по-таджикски - лала. Может быть, поэтому цветок этот чаще других встречается в райских садах, распустившихся благодаря искусству наккошей, таджикских мастеров народной росписи по дереву, на потолках мечетей, мазаров - мавзолеев, некоторых жилых домов Северного Таджикистана. 

 Археологические раскопки в древнем Пенджикенте поведали нам о том, что изображение тюльпана присутствует уже в росписях 12 - 13 веков. 

 История этого края, где оставили свои следы Кир Великий и Александр Македонский, китайцы и арабы, монголы и многие другие завоеватели, где зарождались, расцветали и умирали Согда, Бактрия, Кушанское государство и по которому позже проходил великий «шелковый путь» из Китая в Европу, меряется тысячелетиями. Возраст города Ура-тюбе, например, расположенного на севере Таджикистана в мягких, зеленых предгорьях Туркестанского хребта, отделяющих плодороднейшую Ферганскую долину от Голодной степи, не менее 2300 лет. Многие века здесь существует лабиринт восточных улочек с прилепленными один к другому домами из необожженной лессовой глины. 

 Здесь, в старом районе города, на одной из таких кривых улочек, и произошло мое первое свидание с яркой, переливающейся, как в калейдоскопе, национальной таджикской росписью. Как обманчива бывает внешняя оболочка! Серая невзрачная стена, за ней уютный зеленый дворик дома № 54 по улице Энгельса. Во дворик выходит открытая веранда - айван, на которой сохранились следы росписи. Из айвана я вошел в небольшой коридорчик-прихожую, а оттуда в парадную комнату для гостей - мехмонхону.

 От одного взгляда на потолок захватывает дух, настолько неожиданны в этом простом жилище многоцветная роспись и сложнейшая ступенчатая архитектура потолка. Цветочным узором украшена токча - резная ганчевая ниша для посуды в стене. В первый момент кажется, что это декорации к «Шахнаме» или средневековые таджикские миниатюры. 

 Во всем великолепии здесь сохранилась система декора постройки с каркасно-блочной структурой, выработавшейся в этой активной сейсмической зоне.Фантастична архитектура плафона,непередаваемы игра красок, волшебство орнаментов. 

 Включая трехступенчатый вогнутый фриз, потолок разбит по вертикали не менее чем на семь ярусов. Ложные балочки делят его на три десятка треугольных, квадратных, прямоугольных, пятиугольных кессонов - хона. Некоторые из них в свою очередь имеют еще более геометрически сложные двойные углубления. Центральная хона увенчана восьмиконечным звездообразным сталактитовым конусом. Все бесчисленные и самые разнообразные поверхности покрыты столь же разнообразным извилистым арабесковым орнаментом ислими, дополненным растительным узором. При всем этом кажущемся нагромождении деталей сохранено композиционное и художественное единство, поэтому жилая комната размером не более восемнадцати - двадцати квадратных метров кажется дворцовым залом. Краски прошлого века, с преобладанием темно-красных тонов, хорошо сохранились. 

 Ура-Тюбе, старый Ходжент, Исфара, Зеравшан, некоторые кишлаки Северного Таджикистана - это настоящий заповедник жизнерадостного искусства художников-наккошей. 

 Счастливая идея вернуть к жизни традиционную национальную роспись принадлежала мастерам богатого колхоза имени С. Урунходжаева под Ленинабадом, чьи руки помнили древнее мастерство. Семь лет, с 1950 по 1957 год, шла работа, пока потолки почти всех залов, комнат, галерей огромного колхозного дворца не засияли многоцветьем возрожденных узоров. 

 С единственным из живущих ныне наккошей, принимавших участие в убранстве дворца, Абдурауфом Аминджановым (в те годы еще юным учеником усто Максуда Солиева), мы встретились в центре Ленинабада, и он повел меня показывать свои работы. Во Дворце пионеров потолки покрыты орнаментом гирех, что в переводе означает узел. Основу его составляет бесконечное разнообразие геометрических узоров. Этот тип украшения годится и для небольших помещений и огромных залов. Именно такие огромные залы в здании Ленинабадского областного краеведческого музея, также оформленного Абдурауфом. Здесь мастер применил традиционный прием, распространенный для украшения крупных плафонов: проемы между балками заполнены перпендикулярно им брусками полукруглого сечения - васса, которые в каждом ряду имеют свой цвет и узор. Богато украшены и резные деревянные капители колонн, поддерживающие свод. Здесь оба главных типа орнамента - гирех и ислими - дополняют друг друга, взаимно проникают один в другой, образуя сложные причудливые композиции. Их органичное соединение - уже свидетельство высочайшей квалификации наккоша.

 Побывали мы в музыкально-драматическом театре Ленинабада, чайхане «Пандшамбе» и других зданиях, где нашло применение современное искусство народной росписи. И везде каждый раз это было открытием, потому что настоящий мастер не повторяет рисунка, приемов, линий, красок. Он всегда ищет новые сочетания, строго соблюдая, однако, стилистические каноны многовековой художественной традиции.

 А потом мы поехали домой к Абдурауфу, в колхоз, и там, в саду, в тени виноградных лоз, он долго рассказывал о своей жизни, о ремесле. Семь лет работы под руководством Максуда Солиева в колхозном дворце навсегда определили дальнейшую профессию бывшего подмастерья. Прекрасной школой ему стала и большая работа по копированию старинных узоров всех известных в республике памятников, сохранивших росписи. Эта работа велась по инициативе патриота этого искусства, архитектора академика Х. Юлдашева, выпустившего в 1957 году альбом образцов архитектурного орнамента Таджикистана. Много месяцев ездил Абдурауф тогда по самым отдаленным кишлакам и переносил на ахта - бумажные свитки - старый орнамент, в точности передавая всю его цветовую гамму. Перед художником во всей полноте и красоте открылся богатейший мир образов народной живописи, населенный розами, ирисами, хризантемами, гранатами, смоковницами, ивами, рыбами, птицами, даже львами, обезьянами, конями, хотя Коран осуждает изображение живых существ. 

 А затем наступили годы самостоятельного творчества. Мастер вместе с бригадой своих учеников украшал театры, чайханы, жилые дома. Вот и сейчас он показывает мне эскизы будущей росписи чайханы в одном из кишлаков. Я прошу Абдурауфа рассказать о технике ремесла. 

- Работаем мы всегда бригадой, в нее входят мастера разных специальностей: плотники, резчики по дереву, ганчкоры, наккоши. Плотники делают деревянные конструкции и детали перекрытия, связывают их без единого гвоздя, подгоняют детали точно по размеру помещений. Затем - очередь резчиков по дереву и наккошей. Они шпаклюют дерево мелом, смешанным с растительным клеем. На высохшую и отшлифованную шпаклевку наносят прозрачный либо цветной грунт. Затем наступает самая ответственная операция, которую наккош никогда не передоверит помощникам,- определение масштаба орнамента и нанесение рисунка. Главный элемент орнамента - раппорт - переносится на трафарет - ахта, согнутый несколько раз наподобие гармошки лист бумаги. Мастер прокалывает иглой нарисованные линии, затем расправляет гармошку, и узор оказывается нанесенным на трафарет по оси орнамента столько раз, сколько раз была согнута бумага. Затем этот свиток прикладывается к подготовленной поверхности дерева, и по нему постукивают мешочком с угольной пылью, если грунт светлый, и мешочком с толченым мелом, если грунт темный. По линиям оставшихся на поверхности черных или белых точек карандашом проводится контур рисунка, после чего уголь или мел легко сдуваются.

 Красится в первую очередь фон, а затем уже стебли, лепестки, цветы или геометрические узоры. Окончательную отделку называют сие калам, что значит черный карандаш, - все контуры для большей четкости рисунка опытный мастер обводит темными линиями. 

 Если в древности применяли растительные краски, то в конце 19 века их вытеснили сухие химические красители, которые разводятся с добавлением яичного желтка и клеистого сока абрикосового, или, как его здесь называют, урючного, дерева. Краски применяются только чистые, без смешения цветов. Излюбленные цвета для фона - голубых и зеленых оттенков: ультрамарин, изумрудная зелень, реже белый и желтый, иногда на очень высоких потолках применяется красный цвет. Для основного рисунка орнамента наккоши обычно выбирают желтые, оранжевые, белые и зеленые тона. Дополняющие орнамент растительные узоры могут быть любых цветов. 

 Чтобы придать плафону впечатление воздушности, мастер подбирает спектр таким образом, чтобы по мере приближения от периферии к центру потолка цвета становились легче, светлее. 

 Приемы и законы полихромной росписи вырабатывались веками и постепенно приобрели строго определенные каноны для росписи каждой из многочисленных деталей плафона. Благодаря этому отфильтрованному веками опыту наккошей яркая красочная палитра и расцветает дивным садом над головой.



Проголосовать: 
Категория: Склад | (10.03.2015)
Просмотров: 2888 | Рейтинг: 3.0/1