Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Логин:
Пароль:

Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Склад


Ганчкоры

 Если прикоснуться рукой к резному ганчу - так называют в Средней Азии особый декоративный алебастр,- то пальцы ощутят холод, почти как от мрамора. Но его не нужно касаться руками, на него надо смотреть, и тогда произойдет чудо: холодный белый ганч согреет вас, наполнит теплом вашу душу... 

 Знаменитый узбекский мастер ганча покойный усто Ширин Мурадов из Бухары, оставивший после себя многих учеников и последователей, говорил, что ганч может передать все оттенки человеческих чувств: радость, счастье, надежду, грусть, боль. Он был поэтом ганча, и его поэмы можно увидеть в декоре Белого зала бухарского загородного дворца Ситораи Махосса - шедевре молодого Ширина, созданном им в 1912 - 1914 годах, где он применил излюбленный и очень эффектный прием - нанесение тончайшего резного кружева на зеркало. Благодаря этому приему знаменитый Белый зал выглядит драгоценным ларцом. В этой же технике декорирован им и бухарский зал театра имени Алишера Навои в Ташкенте, где под его руководством создана своеобразная художественная энциклопедия всех существующих в Узбекистане стилевых разновидностей резьбы по ганчу. Приехавшие сюда из всех областей лучшие мастера республики оформили целую галерею залов: ташкентский, ферганский, хивинский, самаркандский, термезский и главный, зрительный. Театр стал как бы художественным завещанием выдающегося мастера. А для усто Махмуда Усманова работа в этом театре с Ширином Мурадовым и другими старыми мастерами была университетом, потому что все предварительные стадии учебы он прошел под руководством своего отца, усто Усмана Икрамова. 

- Я с отцом вместе работал уже с двенадцати лет,- вспоминает Усманов,- сначала подготовку ганча делал, потом помогал резать по отцовским узорам, потом и сам стал рисовать. Тогда ганчем украшали только мечети, медресе, дома баев, беков. Работы у мастеров было немного, да и платили за нее гроши.

 Особенность ганча в том, что мастер не может работать один, как, скажем, резчик по дереву или камню, он всегда работает с бригадой. У Махмуда Усманова таких бригад несколько, а из ста двадцати его учеников тринадцать приняты в Союз художников. Искусство ганчкоров получило ныне всесоюзное признание. Пришло признание и к мастерам. Заказы поступают со всей страны. Ганчевые панно украшают здания в Москве, Пензе, Донецке, Киеве, Иванове, Сочи и других городах. Большой труд Махмуда Усманова высоко оценен: ему присуждены звания заслуженного деятеля искусств и народного художника Узбекистана, он лауреат премии Ленинского комсомола республики, Государственной республиканской премии имени Хамзы, Государственной премии СССР, у него много правительственных наград. 

...Новый Большой выставочный зал Союза художников Узбекистана на проспекте Ленина. Здесь бригада усто Махмуда только что закончила отделку огромного панно из ганча. От еще не просохшей стены веяло влагой и холодом, еще не убраны заляпанные алебастром подмостки и вымазан штукатуркой пол, но великолепию огромной стены все это не могло помешать: сто тридцать квадратных метров были покрыты белоснежным резным узором, мягко оттененным кремовым фоном. 

 Вооружившись резцом, усто Махмуд принялся придирчиво проверять работу ганчкоров, но исправлять, доделывать было нечего, и он остался доволен работой учеников, среди которых был и его сын, Мирвахид Усманов, опытный самостоятельный мастер, продолжающий традиционное фамильное ремесло... 

 Материал, с которым работают ганчкоры, проходит сложный процесс приготовления. Сначала ганчевый порошок обжигают, очищают и замешивают с добавлением растительного клея. На бетонных плитах делают насечки, чтобы слои ганча крепче держались. Затем наносят первый слой чисто-белого ганча. Когда он высохнет - второй слой, цветной, с добавлением в него сухого пигмента, этот слой станет фоном. Потом наносят третий слой, снова белый, в 1,5 - 2,5 сантиметра, в зависимости от узора, его расположения. Затем сделанный на бумаге в натуральную величину рисунок переводится на кальку, калька прикладывается к последнему слою на стене - хаванде,- и иглой точками намечают узор. Острым резцом по точкам на ганчевой штукатурке прорезается контур, после чего узор режется на всю глубину слоя, так, чтобы в промежутках проступил подкрашенный фон. Эту стену бригада из сорока двух человек делала около месяца, работая по четырнадцать часов в сутки без выходных. Такой уж материал ганч, его нужно резать, пока он податлив, пока не засох и не окаменел. 

 Искусство ганча сложное и требует от мастера многих лет учебы. Сам усто Ширин учился и работал под руководством своего дяди, известного мастера усто Хаета,пятнадцать лет, прежде чем состоялось его посвящение в мастера!

 За многие века искусство резьбы по ганчу обогатилось множеством различных приемов, или, как их называют сами ганчкоры, пардозов,- бесконечным разнообразием орнаментов. Например, в Белом зале соседствуют и пах-пардоз - резьба с косым срезом внутрь рельефа, и лула-пардоз - резьба с округлением форм и, наконец, усовершенствованный усто Ширином старинный табака-пардоз - мелкая плоская резьба. Множество приемов насчитывает и техника полихромного - многокрасочного ганча. 

 Искусство декоративного алебастра было известно уже в 3 веке. Хорезмский дворец Тупраккала украшал лепной Алебастровый зал с крупными статуями из алебастра. Скульптурные композиции из ганча на сказочно-мифологические сюжеты украшали дворец Варахша под Бухарой 5 - 7 веков. В 9 - 10 веках получает распространение плоскостная рельефная резьба. Мы видим это по декору мавзолеев Саманидов 10 века в Бухаре и Хакима ат-Термизи в Термезе, дворца термезских шахов 12 века. Наряду с изображением львов, грифонов в художественный арсенал ганчкоров входят геометрические и растительные арабески. Именно они, постоянно совершенствуясь, и определяют стиль всего последующего тысячелетия.

 Совершенно особо стоит искусство изготовления шарафа - объемных ганчевых сталактитообразных карнизов, очень сложных архитектурных украшений. 

 Традиционная каркасная архитектура определяла наличие карнизов, декор которых удивительной фантазией ганчкоров и развился в сложнейшие многоступенчатые шарафа, служившие переходом от стены к плоскому потолку в светских зданиях или куполообразному своду в мечетях и мавзолеях. Вертикально ориентированные настенные ганчевые композиции, ниши, медальоны, обрамления также строго вписывались в систему конструктивного членения стен. Нередко резьба дополнялась росписью, стилистически ей созвучной. 

 При строительстве современных зданий ганч, оставаясь прекрасным материалом, тем не менее лишился исконного слияния с архитектурой, не всегда являясь естественным продолжением ее форм и линий. Художники и мастера-ганчкоры пытаются разрешить эту проблему совместимости, ищут новые мотивы резьбы, экспериментируют. 

 Мы сидим за столом в украшенной резьбой комнате в доме Усманова на тихой окраине Ташкента, потягиваем из пиал зеленый чай - разве может иначе проходить беседа на Востоке? 

- Традиционный, национальный орнамент,- говорит мастер,- дает неограниченные возможности для новаторства. Но современные темы надо включать продуманно, тактично. Мы уже имеем немало примеров, когда современные узоры не всегда украшают здания. 

 Я спросил Усманова, каким ему видится путь развития искусства ганча и в чем он видит свою главную задачу. 

- Усто Ширин оставил нам в театре имени Алишера Навои эталоны всех областных стилей резьбы по ганчу. Если помнишь, хивинский орнамент состоит из кругов, ташкентский отличается крупной, глубокой, видной резьбой, кокандский близок к ташкентскому, рисунок там всегда обрамлен орнаментом, бухарская резьба - тонкая, мелкая, с игрой светотени. В разных своих работах я применял все стили и приемы.

 Перед глазами у меня невольно встает тончайшая, словно лепестки розы, заплетенная в сложный узор резьба на потолках в комплексе памятника В. И. Ленину; геометрически правильные узоры на потолке в Доме дружбы и здесь, в комнате мастера, крупный четкий ташкентский рисунок виньеток на стенах. 

- Теперь, - продолжает мастер,- я вырабатываю общенациональный, узбекский стиль, который вберет в себя все лучшее из разных школ ганча. Это и есть моя творческая задача и мечта.



Проголосовать: 
Категория: Склад | (10.03.2015)
Просмотров: 1796 | Рейтинг: 0.0/0