Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Логин:
Пароль:

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Рукоделие


6. Шитьё в младшем школьном возрасте

Самые употребительные швы

  Для того чтобы систематически обучать детей рукоделию, надо знать самые употребительные швы. Приведём их все вместе, чтобы потом в процессе прохождения курса можно было заглянуть на эти страницы и выбрать, каким из них лучше всего воспользоваться в каждом конкретном случае, и чтобы вспомнить, как каждый из них выполняется.

  Все швы образуются из ряда стежков. На практике слово шов применяется не только для обозначения соединения двух или нескольких слоёв ткани, но и в более широком значении: как ряд следующих один за другим однородных стежков. Одни стежки получаются горизонтально справа налево, другие - наклонно, третьи - с лица наклонно, а с изнанки вертикально; в зависимости от строения и расположения на ткани швы имеют разные названия.

  Каждый стежок образуется путём ряда последовательных действий: введения иголки в ткань, взятия на иголку нескольких (долевых или поперечных) нитей, выведения острия иголки на лицевую сторону путём подталкивания её в ушко, вытягивания иголки из ткани. Эти четыре движения оставляют на ткани след из нитки, который и называется стежком. А всякий шов состоит из ряда повторяющихся одинаковых стежков.

  В первых главах нашей книги мы уже познакомились с тремя простейшими швами: «вперёд иголку» (см. рис. 1 б), «через край» (см. рис. 1 в). Рассмотрим вкратце другие простые швы, которые понадобятся в процессе практического обучения.

  Все они, конечно, хорошо знакомы почти каждой матери. Только подчас мы не знаем, как их назвать и в каких случаях применять тот или другой. Вот об этом и расскажем вкратце детям. Разумеется, одновременно и покажем, как их делать.
 

  Шов «за иголку». На рисунке 4 а показано, как образуется этот шов. Рисунок сделан для наглядности с ослабленной ниткой, чтобы было видно, откуда и куда тянется нить вслед за иглой. А получается в окончательном виде он такой, как показано под буквой б (лицевая сторона) и под буквой в (изнаночная сторона). Рассматривая строение шва, мы понимаем, почему он называется «за иголку»: его особенность заключается в том, что каждый новый колок делается вперёд, влево, по ходу шва, а вкалывается иголка позади того места, где она вынута из материи.

  Шов, как видим, очень напоминает известную нам «вперёд иголку», только на лицевой стороне стежки получаются реже, а возвращение иголки назад придаёт шву большую прочность. Трудность этого шва при выполнении - в том, что не сразу научишься делать колки ровными и на равных расстояниях.

  Строчка. Этот шов выполняется теми же приёмами, что и шов «за иголку». С лицевой стороны он напоминает машинную строчку, а с изнанки более похож на шов за иголку. На рисунке 5 под буквой а показано последовательное получение этого шва. Верхние (лицевые) стежки плотно подходят один к другому; значит, иголка вкалывается там, где она была вынута в предыдущем стежке. Нижние (изнаночные) стежки заходят наполовину назад, поэтому длина изнаночных стежков вдвое больше длины лицевых стежков. Получается впечатление, что на лицевой стороне идёт одна сплошная нитка, а на изнанке идут две сплошные нитки.
 

  Шов «строчка» плотнее и прочнее, чем «за иголку»; он употребляется в таких случаях, когда надо особенно крепко пришить. Но он может также применяться и в вышивке при исполнении контурных фигур, как свидетельствует рисунок 5 б.

  Петельный шов. Этот шов применяется тоже для обшивания края. Мы уже пробовали его применять при починке петель. Но тогда мы пользовались им как наиболее удобным для зашивания петель, а сейчас рассмотрим его особенности. На рисунке 6 под буквой а мы видим образование петельного шва на краю материи. Он напоминает тот самый шов, которым дети пользуются при шитье платья для кукол (рис. 1 в), но он упрочнён и сделан более надёжным. Во-первых, мы не просто шьём по краю, а подгибаем этот край и иногда предварительно укрепляем намёткой; после этого уже делаем основной шов. Во-вторых, после каждого колка на иголку набрасываем петлю. Она получается сама, надо только не забывать подводить нитку под конец иглы, пока ещё не вынули её из материи. Шов может быть редкий, как показано на рисунке, а может быть очень плотный. Чем плотнее, тем труднее при выполнении.
 

  При обшивании петель шов кладётся очень плотно, как это видно на рисунке под буквой б.

  Кромочный шов изображён на рисунке 7. Он служит для обшивания материи, кромки. Кромка образуется самим сгибом ткани. Для этого подрезываем ножницами неровности, подгибаем край на 0,5 см, затем подгибаем второй раз - больше (от 1 до 5 см), смётываем швом «вперёд иголку». После этого делаем шов, как показано на рисунке.
 

  Под буквой а мы видим кромочный шов, у которого стежки идут наклонно сверху вниз, так как иголка вкалывается сначала в нижнюю ткань, затем в верхнюю. Под буквой б дан такой же шов, у которого стежки направлены наклонно снизу вверх. Значение шва одно и то же, но приёмы выполнения различны. Можно шить и тем, и другим способом.

  После подшивания намёточную нитку выдёргиваем, шов заглаживаем.

  Потайной шов. Наконец, третий вид шва, служащего для зашивания края, называется «потайным», потому что на лицевой стороне он почти (а иногда и совсем) не виден. Значит, мы его можем применить тогда, когда внешний вид сшитой вещи не позволяет наличия сшивающих ниток на лицевой стороне.
 

  Посмотрим на рисунок 8 и увидим, в чём особенность этого шва. Край материи подгибается два раза и по первому сгибу прошивается скрепляющая нитка. От колка до колка сшивающая нитка проходит внутри сгиба материи, на поверхности же её почти не видно. На изнаночной стороне каждый стежок имеет в длину две-три нитки, а на лицевой стороне их и вовсе не заметно. Если нам нужно подшить нижний край платья, кофточки или пришить так заплатку, чтобы она была незаметна, то пользуемся этим швом.
 

  Бельевой (запошивочный) шов. Он делается вручную или на швейной машине - для сшивания двух полотен. На рисунке 9 показано, как последовательно производятся все действия для прочного сшивания двух больших полотен. Сначала складываем лицом к лицу два края, причём нижний выступает из-под верхнего на полсантиметра, и сшиваем наметкой (пунктир на рисунке 9 под буквой а). Затем прострачиваем на машине или вручную строчкой (мелкий пунктир под буквой б). Теперь выступающий нижний край полотна загибаем на верхнее полотно (буква в) и еще раз загибаем оба вместе. И тогда шьём или потайным швом на руках, или прострачиваем на машине. В результате на изнанке получаются две параллельные строчки (буква г), а на лицевой - одна (вторая скрыта под сгибом).

  Двойной шов. Тоже для сшивания двух полотен. Отличается тем, что он более прочен и не прилегает плотно к месту стыка двух кусков материи, а отходит в сторону изнанки. Это требуется в тех случаях, когда мы не хотим, чтобы на лицевой стороне резко был заметен шов.
 

  Края складываются ровно - изнанкой к изнанке, как показано на рисунке 10, и сшиваются строчкой. Затем перегибаются оба края изнанкой вверх и здесь прострачиваются второй строчкой. Тогда весь шов оказывается выступающим в виде рубца на изнанке.

  Разумеется, нет необходимости знакомить детей школьного возраста со швами только словесно, без практического их применения. Это скучно и может вызвать неприязнь к рукоделию. Практически они будут изучаться по мере применения. Поэтому данной вводной частью главы мы рекомендуем пользоваться как справочником. Начинать учиться шить надо сразу с вещей. Хорошо, если эти вещи будут полезными предметами обихода, например носовые платки, салфетки, дорожки, саше, полотенца и тому подобное.


Проголосовать: 
Категория: Рукоделие | (13.03.2011)
Просмотров: 6300 | Рейтинг: 4.0/2