Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Логин:
Пароль:

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Рукоделие


26. Работа по дереву

Резьба

  Изо всех прикладных искусств, применяющих в качестве материала древесину, наиболее распространённым, но и самым трудным является резьба. Трудность заключается в том, что здесь не играют роли ни цвет, ни фон, ни дополнительные материалы, как фольга, просвечивающие ткани и тому подобное; здесь вся красота создаётся выпуклой формой чистого дерева. Следовательно, тот, кто имеет вкус к ваянию, кто умеет чувствовать и старается передать красоту форм, должен попробовать свои силы в резьбе по дереву.

  Для резьбы лучше всего выбирать мягкую и неколкую древесину. Самые доступные из них - липа и берёза. При резьбе применяются те же инструменты, что и при выпиливании, нужно только добавить острые ножи - садовый и перочинный - и тонкие стамески - широкие, узкие, луночкой, фигурные.

  Начинать резьбу лучше всего с треугольной. Возьмём пример - рисунок 60 а. Это маленький уголок, которым можно украсить углы шкатулки, или рамки картины, или углы полочки, чернильного прибора. Здесь всё построено на прямых линиях.
 

  И вот, делая по намеченному на доске рисунку прорезы только под углом 45' к поверхности, мы достигаем ритмичности рисунка. Начинаем с мелких деталей цветка, затем переходим к листьям, к общему контуру и заканчиваем рамкой; получается так, как показано под буквой б. Все это сделано только ножом.

  Это рисунок плоско-углублённый. Бывает плоско-выпуклый, т. е. барельефный и даже горельефный.

  Мозаичное вырезывание нельзя назвать в полном смысле слова резьбой по дереву, так как в этом случае узоры складываются из отдельных кусочков древесины, а не вырезываются. Эта работа очень трудоёмкая, и потому вместо мозаики часто применяется разделка под мозаику, или имитация мозаики.

  Делается это так: на подготовленную, т. е. отстроганную и отполированную дощечку наносят тонкими карандашными линиями рисунок во всех контурных очертаниях. Характерной особенностью такого контурного рисунка является то, что он весь изображён замкнутыми фигурами- ромбиками, квадратами, треугольниками, трапециями- так, как это бывает на мозаике. По линиям этого рисунка проводят остро отточенным ножом неглубокие, но чёткие прорезы. Они резко разграничивают каждый клинышек, квадратик. После этого разводят краски, соответствующие разным сортам, цветам и оттенкам древесины различных пород (например, желтоватую - под цвет карельской берёзы, коричневатую - под дуб, розоватую - под грушу, синеватую под клён и т. д.). Анилиновыми или акварельными красками, весьма слабо разведёнными, окрашиваются замкнутые фигуры, каждая своим цветом. Прорезы не позволяют краске распространиться на соседнюю фигурку, получается полная иллюзия мозаики, так как местами просвечивает узор древесины, особенно если после всего покрыть все изделие прозрачным лаком. На рисунке 61 изображена такая имитация мозаики. Разных тонов заливка означает различную окраску дерева.
 

  Наконец, следует несколько слов сказать об окончательной отделке деревянного изделия, выпиленного, выжженного или вырезанного.

  Каждую выработанную дощечку нужно сделать совершенно ровной и гладкой, чтобы плотно подогнать к другим деталям вещи. Для этого надо при помощи напильника удалить с краёв все шероховатости. Протираем шкуркой: если крупной, то поперёк волокон, если мелкой, то вдоль волокон древесины. Если требуется отшлифовать, то пользуемся наждачной бумагой. Надо положить деталь на ровную поверхность и, слегка нажимая, вращать. После шлифовки деталей складываем их и склеиваем столярным клеем. Если же нужно скреплять тонкими гвоздиками-шпильками, то их не вбиваем, а, взяв плоскогубцами за шляпку, осторожно вдавливаем. Перед склеиванием обе склеиваемые детали надо прогреть, обе помазать клеем и, плотно прижав, оставить в таком положении. Если выступили подтёки клея, счищаем их, пока не застыли.

  Прежде чем готовое изделие покрыть лаком, надо его поверхности просушить, протереть суконкой; затем приготовить из ваты небольшой тампон и пропитать его лаком. Если лак густоват, надо разбавить его светлой спиртовой политурой. Тампон надо вести вдоль слоев дерева, сверху вниз, не останавливаясь; следующий мазок должен наполовину задевать предыдущий. Не следует прерывать лакировку от начала до конца.


Проголосовать: 
Категория: Рукоделие | (20.03.2011)
Просмотров: 7349 | Рейтинг: 0.0/0