Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Логин:
Пароль:

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Рукоделие


23. Работа по дереву

Художественное черчение

  Рассмотрим ещё один вид рукоделия, которым мальчики занимаются, пожалуй, охотнее, чем девочки. Это работа по дереву: выпиливание, выжигание, мозаика, резьба. Все эти виды очень занимательного и полезного для развития художественного вкуса мастерства начинаются с построения рисунка. В основе рисунка обычно заложен орнамент. Вот с изучения самых основ построения орнамента мы и начнём.
  Орнамент в узком значении этого слова - это такое чертёжное украшение, которое состоит из правильно расположенных геометрических фигур. Значит, прежде всего следует научиться строить правильные геометрические фигуры и находить в них красивые формы.
  Для этой работы требуются некоторые чертёжные инструменты: циркуль, линейка, угольник, рейсфедер, рисовальная тетрадь, простой карандаш и чёрная тушь. Позднее, когда мы достигнем известного мастерства и нам захочется совершенствовать свои умения в области художественного черчения, нужно будет приоорести полную готовальню, лекала различной формы, разноцветную тушь, транспортир.
  Основой геометрического черчения в одной плоскости являются простые геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, правильные многоугольники и звёзды; закон симметрии составляет одно из условий красоты орнамента. Рассмотрим два основных вида симметрии: центральную и зеркальную.
  Центральная симметрия представляет собой сходство нескольких различных сторон, если смотреть на них из одного центра, из точки симметрии. Так, если разрезать поперёк апельсин, то видно, что все его дольки похожи одна на другую, и все они «смотрят» на общий центр - в середину апельсина.
  Зеркальная симметрия имеет только две стороны, которые сходны между собой, но не одинаковы. Правая рука очень похожа на левую, но они не одинаковы: одна является как бы зеркальным отражением другой. Они зеркально симметричны. Две половины квадрата зеркально симметричны. Их разделяет линия симметрии.

  Посмотрим, как можно использовать этот закон похожести противолежащих сторон в области создания красивых сочетаний форм и фигур. Берём окружность (рис. 51 а). Проводим два взаимно перпендикулярных диаметра. Соединяем их концы между собой и получаем квадрат. Благодаря центральной симметрии мы имеем четыре одинаковых треугольника. Значит, основа узора обеспечена. Находим центры противолежащих сторон и соединяем их прямыми. Теперь мы можем внутри квадрата построить другой квадрат - меньший, а внутри этого - третий, ещё меньший и т. д. (рис. 51 б). А на базе этих квадратов при помощи выделения симметричных линий можно прографить и растушевать такую фигуру, как изображено на рисунке под буквой в, или разграфить и залить различной тушью такую фигуру, как показано под буквой г. Так мы построили несколько орнаментов на прямых углах квадрата, пользуясь центральной симметрией.
  Если же пользоваться острыми углами, соединяя концы диагоналей с серединами квадратов, можно получить ряд четырёх- и восьмиконечных звёзд. Под буквами д и е изображены такие звезды.

  На основе окружности и её долей легче всего получить симметричную фигуру, пользуясь шестиконечной звездой или шестигранником, так как при помощи циркуля очень легко получается деление окружности именно на шесть равных частей (рис. 52а). На базе этого деления окружности при помощи линейки и рейсфедера можно сделать также фигуры, как изображено под буквами б, в, г.

  До сих пор мы рассматривали прямолинейные орнаменты. Возьмём орнаменты с закруглёнными линиями (рис. 53 а). Особенно красивые орнаменты получаются при симметричном переплетении кривых линий и лент (рис. 53 6).

  Нашей государственной эмблемой является пятиконечная звезда. Посмотрим, как она получается. При помощи циркуля чертим окружность (рис. 54 а) с центром в точке О; проводим два взаимно перпендикулярных диаметра АВ и СD; затем делим радиус АО пополам (это можно сделать проведением дуги, поставив ножку циркуля в А, а карандаш - в О, и проведением линии а - а) и ставим точку Е; далее делаем раствором циркуля ЕС, ставим ножку в Е, а карандашом делаем засечку на радиусе ОВ в точке F. И вот расстояние от С до F и будет стороной правильного вписанного пятиугольника. Отметим этим раствором циркуля пять точек на окружности, соединим их между собой через одну и получим пятиконечную звезду.
  Построив пятиконечную звезду, делаем заливку её тушью. Заливать надо тоже научиться. Надо на кисть брать немного туши, тщательно обтерев о край флакона. Накладывать тушь надо с одного, верхнего края и постепенно вести к другому, противоположному, не задерживаясь долго на одном месте и не давая туши засохнуть на краю незаконченного поля. Заливка тоже обычно подчёркивает красоту симметрии (рис. 54 б). Помимо такой заливки тушью, может быть заливка разноцветными красками или тушью, а также растушёвка со светотенью и штриховка.
  При построении орнамента в определенном заданном пространстве следует прежде всего отыскать основные линии, провести их и по ним намечать симметрично направленные линии узора. Возьмём для примера рамку для фотокарточки, изображённую на рисунке 55.

  Первая основная линия - это АА1 вертикальная ось симметрии. Существенную роль играют диагонали, соединяющие углы большого прямоугольника с углами маленького прямоугольника. На них построим орнамент. Например, если мы проведём какую-то кривую линию в угле Аав, то симметрично ей мы должны дать линию в угле Ааг. А затем мы должны создать что-то гармонирующее с ними внизу, по другую сторону фотокарточки, в углах ба1А1 и Да1А1. Далее, аналогично тому, что мы будем рисовать слева, вдоль линии ВБ нужно будет представить справа, вдоль линии ГД, но в зеркальном отражении. Всё это будет соответствовать требованиям симметрии.
  Однако это не значит, что симметрию никогда нельзя нарушать. Наоборот, если очень сложный и многогранный рисунок даётся в строго выдержанных симметричных линиях, это скучно. Надо постараться как-нибудь оживить его; например, слева пропустить ленту; пусть она протянется по всему низу, проберётся до середины левого бока и, игриво изогнувшись, свесится над краем фотокарточки. Такая вольность не разрушит основной симметрии, а в то же время оживит рисунок.
  Теперь, ознакомившись в общих чертах с художественным черчением, мы можем переходить к практическому его использованию в работе по дереву.


Проголосовать: 
Категория: Рукоделие | (18.03.2011)
Просмотров: 12330 | Рейтинг: 5.0/1