Меню сайта

Поиск по сайту

Форма входа

Логин:
Пароль:

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Своими руками » Плетение из лозы


Отделочные и вспомогательные материалы

 Нередко плетеные изделия нуждаются в защитно-декоративных покрытиях, которые предохраняют их от влаги, загрязнения, придают им долговечность и блеск. В этих целях берут как прозрачные материалы, не скрывающие текстуру дерева и естественный цвет прута, так и непрозрачные. В частности, для прозрачных покрытий используют нитроцеллюлозные, полиэфирные и другие лаки, а для непрозрачных - различные эмали.

 Масляные лаки для прозрачной отделки, иногда применяемые при изготовлении плетеной мебели, представляют собой растворы смол в высыхающих и полувысыхающих маслах и их растворителях с добавлением сиккативов (катализаторов), а также лаки марок 4с и 4т, 5с и 5т. Еще реже из-за их дефицита идут в ход щеллачные лаки, но надо иметь в виду, что у щеллачных покрытий низкая водостойкость, они плохо переносят перепады температур, хотя и отличаются высокой светопрочностью.

 Из мебельных нитроцеллюлозных лаков при отделке корзиночных изделий в основном потребляются НЦ-218, НЦ-222, НЦ-223 и НЦ-224. Все они дают прозрачные, блестящие покрытия и высыхают при комнатной температуре за 1-2 часа. В случае необходимости эти лаки доводят до рабочей вязкости при помощи растворителя 646 или путем подогрева до 70 градусов. Все они, за исключением лака НЦ-224, держат водостойкость не менее 6 часов.

 Хорошо противостоят воде и полиэфирные беспарафиновые лаки холодной сушки ПЭ-232, ПЭ-247, ПЭ-250, поддающиеся только ацетону или растворителю Р-219.

 Хочу заметить, что среди современных мастеров, да и просто среди поклонников такого художественного промысла бытуют противоположные мнения по поводу отделки изделий лаками и красками. Одни логично расценивают ее как необходимую меру защиты, как способ увеличить прочность и усилить связь плетения. Другие утверждают, что при этом утрачивается традиционный внешний вид плетеных вещей. А третьи считают, что покрытие лаком - украшение.

 Я не стал бы комментировать, какое из этих мнений правильнее, точнее. Недаром говорится: о вкусах не спорят. И дело мастера покрывать лаком свое детище или нет. Подобное расхождение во взглядах доводится наблюдать и относительно отбеливания прута.

 Когда заходит речь о заготовке прута в летний период, уместно говорить о том, что под лучами щедрого солнца только и отбеливать ивовый чищеный прут, как отбеливали когда-то домотканые холсты крестьянки на Руси. Но порой нам кажется лучше и надежнее пользоваться химическими отбеливателями.

 Исстари прибегали к очень трудоемкому и небезобидному способу: в специальных камерах или герметически закрываемых помещениях па чугунных сковородах раскладывали горящие куски серы, над ними очищенные от коры прутья, которые в какой-то степени и отбеливал выделявшийся из серы газ. При этом равномерность отбелки не гарантировалась, что не оправдывало трудовые и материальные затраты, как не гарантировалась и пожарная безопасность.

 В наши дни практикуют смачивание прутьев 10-процентным раствором перекиси водорода (пергидроли) с помощью кисточки. Но на руки все равно следует надевать резиновые перчатки, на глаза - защитные очки. Отбеливающий эффект наступает не сразу, а через несколько часов. Спустя сутки, если степень отбелки кажется недостаточной, можно второй раз нанести кистью раствор перекиси и терпеливо подождать, пока прутья высохнут.

 Отбелка наравне с окрашиванием, по моему мнению,- вопрос местных художественных традиций. Как мы различаем по способу раскраски изделия жостовских промыслов от павлово-посадских, хохломских от богородских и т. п., так, видимо, в старину различали места изготовления корзиночных изделий по их внешней отделке.

 В корзиночном производстве существует немало рецептов протрав и красителей, сохранившихся с давних пор.

 Например в разнообразные оттенки желтого цвета можно окрашивать ивовый прут в отваре цветов, листьев и стеблей шафрана или вереска; в коричневый - в отваре коры ольхи черной с последующей обработкой в щелоке; в зеленый цвет - в отваре волчьих ягод в уксусе, а в синий - в отваре плауна. Интересную гамму цветов дает выварка прута или изделия в отваре луковой шелухи разной концентрации и разной продолжительности обработки.

 Один из материалов для травления корзиночных изделий перед их крашением щелочный раствор, приготовленный из негашеной извести. Для этого известь смачивают теплой водой до превращения ее в порошок, который затем в эмалированной или оцинкованной посуде разбавляют в соотношении: 1 весовая часть извести на 15 весовых частей воды. Полученный раствор тщательно размешивают и отстаивают. Потом щелочную воду осторожно сливают в емкость, в которой будут замачивать предназначенный для окрашивания прут или целиком изделие. Время замачивания - от 30 минут до 3 часов.

 Протравные красители - разновидность водорастворимых красителей, окрашивающих древесину в результате химического взаимодействия с протравами. Однако их недостатком считают сложность двухстадийной обработки растворами (красителями и протравами) и зависимость цветовых тонов от химического состава древесины прута тех или иных видов ив, главным образом от содержания в них дубильных веществ.

 В качестве протрав прута или плетеных изделий берут хромпик калиевый и хромпик натриевый, дающий коричневую окраску; железный купорос - для окраски от серого до черного цвета; хлорную медь и медный купорос для окраски в желтовато-коричневые тона, а также некоторые другие вещества.

 Для непрозрачной отделки корзиночных изделий или плетеной мебели чаще других применяют эмаль НЦ-25 различных цветов. В качестве ее разбавителя выступают растворители 646 и 645. Эмаль НЦ-257 цвета слоновой кости или белую также доводят до рабочего состояния растворителем 646 и наносят на изделие методом пневмораспыления.

 Могут подойти для этих целей нитроэмали НЦ-258 и НЦ-251. Тем читателям, кто заинтересуется способами приготовления протрав, крашения прута и плетеных изделий, порекомендую несколько рецептов, использовавшихся еще в старину.

 1. Коричневая протрава для ивы и камыша одна из самых распространенных и представляет собой раствор хромпика и катеху. Катеху экстракт, полученный из древесины акации катеху родом из Индии и Шри-Ланки. Он нужен для дубления кож, а окисленный хромпик как краситель для хлопчатобумажных и шелковых тканей.

 Растворы приготавливают в двух емкостях, каждая объемом около ведра. В них наливают горячей чистой воды на 3/4 вместимости и растворяют в одном 150 г хромпика, в другом 400 г катеху. Растворы хорошо размешивают и кипятят от 15 до 20 минут. Когда протравы прокипят, их снимают с огня и процеживают сквозь решето. Протравливать следует чистый и сухой прут или изделие. Сначала их грунтуют раствором катеху, то есть напитывают равномерно и дают просохнуть; после просушки наливают в корыто раствор хромпика и опускают в него прут или изделие. Как при грунтовке, так и при окончательном травлении материалы или изделия должны быть непременно полностью покрыты растворами, иначе окраска выходит пятнами. Раствор катеху можно заменить отваром ольховых листьев и коры.

 Окрашивание по этому способу получается прочным и краска не сходит с изделия или прута не только от сырости, но и при погружении их в воду даже на несколько дней. Это обстоятельство весьма ценно в корзиночном деле, когда крашеный прут приходится перед плетением размачивать, восстанавливая его гибкость. Оттенки крашения зависят от крепости взятых растворов и варьируют от светло- до темно-коричневого.

 После погружения в хромпиковый раствор прутья или изделия надо просушить и, когда они хорошо просохнут, тщательно промыть холодной водой, протереть тряпкой.

 Коричневую окраску изделий из ивового прута можно получить при смачивании раствором марганцовокислого калия марганцовки. В 1 - 1,5 л горячей воды растворяют 8 - 10 г марганцовокислого калия. Готовое изделие предварительно смачивают водой, а затем на него губкой наносят раствор марганцовки, так как кисти от него портятся. Спустя 10 минут изделия протирают влажной губкой, чтобы на поверхности не осталось пятен. После двухкратного нанесения раствора окраска темнеет.

 2. Протраву в зеленый цвет приготавливают из растертых ягод крушины, вываренных в уксусе. Раствор процеживают через плотную ткань; к процеженной жидкости прибавляют небольшое количество уксуса, немного квасцов и варят, пока не появится протрава желаемого зеленого цвета, в которую и погружают прут. Чтобы тон протравы стал более темным, вместо уксуса можно взять щелок (растворенный в воде поташ), но квасцов тогда применять не надо.

 Прибавлением к протраве яри-медянки придают раствору красивый травянисто-зеленый цвет. Хороший эффект и от такого способа протравливания: растворить 50 г уксусно-алюминиевой соли в 2 л воды и покрыть этим раствором прут или изделие, а затем окончательно протравить отваром ягод крушины, куда кладут (в зависимости от тона краски, который желательно получить) индиго-кармин.

 Можно протравливать прут раствором железного купороса с последующей обработкой отваром растертой коры дуба. Материал для плетения приобретает в этом случае оливково-зеленый цвет. Зеленую протраву обеспечивает горячий раствор 200 г железного купороса в 1 - 1,5 л воды с последующим просушиванием и повторным погружением в горячий раствор 5 г пирогалловой кислоты на 1 - 1,5 л воды.

 Синевато-зеленый цвет - от отвара в щелоке 2 весовых частей поваренной соли, 1 весовой части яри-медянки и 4 весовых частей ягод бузины. Когда отвар наберет надлежащую крепость, в него добавляют немного нашатыря.

 3. Красная протрава для ивового прута выходит при растворе в 1 л горячей воды 15 г сульфамина. В остывший раствор примешивают 1200 - 1300 г уксусной кислоты крепостью 95%, разбавленной 600 - 650 г воды.

 Сульфамин сам по себе не является красящим веществом, но в соединении с различными солями рождает прочную светопостоянную окраску. Например, с уксуснокислым кобальтом - яркую желтовато-красную, с уксусным хромом - светло-коричневую, с древесно-уксусно-кислым железом - ярко-зеленую.

 Все красящие растительные материалы предпочтительно растворять в дождевой или в чистой речной воде, не содержащей извести, для чего их выпаривают в котле только в холщовых мешках. После выварки в мешках остаются нерастворенные твердые остатки красителей, которые выбрасывают. Полученные растворы красителей перед употреблением следует испытать, пробно окрашивая небольшое количество ивового прута.

 И еще несколько частных советов. Желательно, чтобы кисти для покрытия лаками и красителями плетеных изделий были из белой щетины № 2 и 10, а из беличьей щетины № 10 и 13. Перед употреблением новые кисти лучше опустить ненадолго в кипящую воду, а затем в разведенный жидкий клей. После этого их надо хорошо промыть теплой водой. Клей будет сохранять кисть от выпадения волосиков, цепляющихся во время работы за неровные срезы прутьев.

 При лакировке изделий штрихи нужно проводить ровно, параллельно один другому; вторичную лакировку никогда не наносить раньше, чем просохнет и затвердеет первый слой; работать следует в закрытом помещении, чтобы предохранить невысохший лак от пыли и загрязнения; лак должен быть в сосуде с широким горлом, чтобы его можно было беспрепятственно брать кистью не слишком много, очищая излишки о края сосуда; при необходимости загустевающий лак ставят в горячую воду.

 Имея дело с масляными красками, избегайте смешивания так называемых «враждебных» красок, например оранжевых и синих, зеленых и красных. Масляные краски трескаются, если они разведены чересчур густо. Для равномерного распределения краски и для получения красивых, прочных и совершенно ровных окрасок изделия покрывают тонкими слоями. Некоторые мастера-корзиночники прибавляют в краски чуток скипидара, который и делает окраску матовой.

 По окончании работы советую в сосуд с разведенной краской налить слой воды или масла, чтобы та не засыхала. Кисти промыть холодной водой с мылом, иначе они засохнут и станут непригодными: с них будут осыпаться комочки засохших красок и портить изделие. При ежедневном пользовании кистями их можно непромытыми опускать в сосуд с водой, но в дальнейшем необходимо тщательно удалить всю воду из кистей.

 Вспомогательными называют те материалы, которые помогают плетельщику, облегчают его труд, снижают стоимость производства высокохудожественных изделий, при одновременном повышении их прочности и долговечности. Что я имею в виду? Прежде всего различные клеящие вещества, образующие при определенных условиях прочные соединения ивовых прутьев между собой, с древесиной иных пород, с другими материалами. Например, при изготовлении плетеной мебели склеивать приходится дерево и ткани, пластик и облицовочно-декоративные элементы, даже дерево и металл. При изготовлении обручей некоторые плетельщики склеивают стык, скрепляют ажурное плетение.

 Широкий ассортимент клеев, используемых плетельщиками, обусловлен прежде всего большим разнообразием склеиваемых деталей, различием в технологии склеивания и в требованиях к эксплуатации прочности. Клеи подразделяют на природные и синтетические. В первом случае это белковые клеи животного происхождения (коллагеновые и казеиновые) и производные целлюлозы (карбоксиметилцеллюлоза и нитроцеллюлоза). Нитроцеллюлозные клеи часто модифицируют синтетическими смолами. К синтетическим клеям относятся эпоксидные и полиуретановые смолы, полиэфирные клеи, поливинилацетатные смолы и т. д.

...Вот какая вводная беседа состоялась у нас перед практическими уроками.



Проголосовать: 
Категория: Плетение из лозы | (12.11.2013)
Просмотров: 11217 | Рейтинг: 2.0/1